В лучших народных традициях - «Кызылординские Вести»

В лучших народных традициях

08.10.2022

499 0

v luchshih narodnyh tradicijah

У каждого человека есть родные места, к которым он относится с особым трепетом и любовью. И последнее чувство неразрывно связано с культурой родного народа, его творчеством, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Наиболее распространенный и древний вид декоративно-прикладного искусства — кошмоваляние. Войлоком казахи покрывали юрту, делали из него чехлы и сумки, шили верхнюю одежду и головные уборы. Из него же ткали войлочные постилочные ковры — текеметы и сырмаки.

Другой вид прикладного искусства — ткачество. Казахские мастерицы ткали ковры, сумки для домашней утвари, элементы для декоративного украшения и оформления юрты — бау, баскур.

Народные мастерицы и сегодня обладают искусством оформлять и украшать юрту. Их умелыми руками изготовлены кошмы, настенные и постилочные ковры, лоскутные одеяла и многое другое. Марьяш Альжанова родом из села Айдарлы Сырдарьинского района. Ее отец работал ветеринаром, мать всю жизнь занималась домашним хозяйством. Увлечение прикладным искусством, а именно валянием войлока, перешло к ней от мамы и бабушки. Марьяш апа родила пятерых детей, воспитывает внуков и, конечно же, занимается своим любимым делом.

— Нас с малых лет учили этому традиционному ремеслу, — рассказывает мастерица. — Это умение больше мне передалось от бабушки (по линии матери). Я всегда с интересом наблюдала за ее руками и с любопытством бралась за все, что она мне советовала делать. Сейчас учу этому и своих внучек.

В 2017 году Марьяш апа получила грант от государства в размере 700 тысяч тенге и купила аппарат для расчесывания шерсти. Благодаря ему уходит мало времени для обработки шерсти, раньше все это делалось вручную.

Свой первый большой ворсовый ковер она выткала в 1972 году и сохранила по сей день. Удивительная ручная работа, сделанная из ворса и чистой шерсти, привлекла внимание председателя Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулову, и в 2018 году М.Альжанову приняли в Союз ремесленников Казахстана.

Все идеи, над которыми она работает, идут через призму прикладного искусства, а именно, через технику войлоковаляния. Работая над всем, что представлено на выставках, Марьяш апа больше всего вдохновлялась традиционным настенным ковром (түскиіз), который вешали над кроватью в юрте. Если говорить о выставках, то их было много. В галерее имени Салихитдина Айтбаева были представлены такие работы, как сырмак, текемет, каршын и другие.

Мастерица рассказала, как готовят войлок. Отбирают осенний настриг шерсти овцы. Ее взбивают палочками («сабау»), специально нарезанными для этой цели из тамариска, таволги и других степных кустарников, затем тонким слоем раскладывают на циновке из чия. Шерсть заливают горячей водой, затем несколько человек заворачивают чий рулоном. Когда войлок почти готов, его вынимают из чия и начинают бить предплечьями рук, садясь в ряд. Убедившись в готовности, отряхивают и сушат на солнце. Так делают войлок («киіз»).

Из обыкновенного войлока без орнамента изготавливают туырлыки для юрт (ими закрывают стены жилища), «түндік» — полотно для закрытия шанырака и другие изделия.

Из однотонного войлока делают коврик («сырмақ»), пришивая к нему орнамент. Казахи используют такие коврики в быту в качестве подстилки. Обычно сырмак для красоты настилается поверх текемета или простого войлока. Существует несколько видов сырмаков: ақ сырмақ (белый), қара-ала сырмақ (черно-белый), жиекті сырмақ (с каймой). Они отличаются друг от друга тем, что каймой для орнаментов служат нити разных цветов.

В работах Марьяш апа есть еще одно очень интересное изделие – «аяққап» — чехол для посуды. В каждом регионе Казахстана при его изготовлении используют разные технологии. Орнаменты, украшающие изделие, похожи на те, которые применяются на алаша, коврах, текеметах. Делается он из войлока четырехугольной формы, используется еще вариант прямой с двух сторон, а внизу вогнутый. Это предмет домашнего обихода.

— Каршын — это своеобразный гардероб, где хранились бытовые вещи. Сейчас мало кто делает такие предметы обихода. Его удобно использовать для хранения объемных вещей, — показывает свои работы Марьяш апа.

Декоративно-прикладное творчество, оставленное в наследство искусными казахскими мастерами — это богатейший материал, посредством которого можно изучать историю казахского народа, его обычаи, традиции, искусство.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: