В лабиринтах нейросети - «Кызылординские Вести»

В лабиринтах нейросети

11.04.2024

365 0

obshhaja

Искусственный интеллект (ИИ) и нейросети, совсем недавно вошедшие в нашу жизнь, очень быстро завоевали свои прочные позиции в разных сферах. Мало того, что спектр их использования довольно широк, так они еще, ко всем прочим своим достоинствам, и легко обучаемы. В настоящее время искусственный интеллект и нейросети проникают в разные отрасли экономики, digital-сферы, производства контента, маркетинга и другие. Но с широким их использованием возникает вопрос об авторских правах на то, что создает ИИ.

Кызылординская область, как известно, не стоит в стороне от прогресса. Местные «кулибины» от IT-сферы очень успешно пользуются искусственным интеллектом для создания своего контента, программ и других необходимых вещей. Так могут ли нейросети считаться авторами контента? По закону автором может быть только человек. Нейросеть – компьютерная программа и не может порождать авторское право.

В мире еще не было попыток защитить авторское право нейросети на произведение. Однако попытки закрепить авторство не за людьми были.

В полемике по этому животрепещущему вопросу уже не первый год участвуют разные страны. Однако в Казахстане уже создан прецедент, когда авторские права на произведение, созданное искусственным интеллектом, получил человек. Эксперимент с созданием графического романа, воплотившегося в тандеме двух искусственных интеллектов – Chat GPT 3.5 и Kandinsky 2.2, столкнулся с отклонением в первой попытке регистрации. Однако благодаря недостаткам в существующем законодательстве об авторских правах и поданной повторной заявке в Казпатент создатель графического романа «Искры восточных склонов: Сага о Талисманах и Империи Златовершков» Шынгыс Темир стал обладателем авторского права.

Как говорят эксперты, этот уникальный случай в Казахстане становится первым в истории прецедентом о предоставлении авторских прав на творческий объект, созданный искусственным интеллектом. Сейчас зарождается активное обсуждение роли ИИ в творческом процессе и вопросов, связанных с его авторством.

По мнению специалистов, этот прецедент может привести к серии изменений в сфере авторских прав, создавая новые стандарты и правила в мире, где границы между творцом и генеративным искусственным интеллектом смываются.

Напомним нашим читателям, что в конце прошлого года в Кызылординском университете имени Коркыта ата состоялась официальная церемония открытия Высшей школы искусственного интеллекта и информатики. Школа специализируется на подготовке кадров в сфере искусственного интеллекта, кибербезопасности и информатики. Студенты обучаются по программам, разработанным совместно с СеулТехом, что обеспечивает доступ к мировым IT-технологиям. В рамках проекта университет будет оснащен современным лабораторным оборудованием из Кореи, а студенты будут полиязычными: обучаться на английском и корейском языках, свободно владея русским и казахским.

Как считает директор Института искусственного интеллекта Нурлан Кулмырзаев, на вопрос об авторском праве на творение ИИ нельзя ответить однозначно.

– Нейросети способны генерировать текст, картинку, звук по запросу пользователя, – поясняет он – В таких условиях трудно определить правовой статус результата работы искусственного интеллекта. Соответственно, нет смысла говорить об оплате труда автора, создавшего контент, на котором обучался ИИ. Нейросети и авторское право – это отдельный и сложный спектр вопросов, в которых человечеству еще предстоит разобраться.        

Однако, по его словам, выдать текст за свой становится все сложнее, поскольку программы антиплагиата уже научились частично распознавать авторство ИИ. Это же касается рисунков и фотографий, поскольку сгенерированные ИИ они будут отмечены водяными знаками.

– Другая же продукция, созданная при помощи ИИ, но на которую затрачено больше труда для написания сложных запросов, вполне может считаться авторской, – считает Н. Кулмурзаев.

Как многие уже знают, нейросети научились генерировать замечательные картинки, и многие на радостях кинулись использовать их в коммерческих проектах – в рекламе, статьях, соцсетях и сайтах. Не разобравшись, что можно, а что нельзя. Но нужно знать, как это делать, чтобы не нарваться на серьёзный иск. На данный момент большинство стран не обладает четким законодательством, регулирующим и определяющим статус и роль искусственного интеллекта.

Сейчас на рынке несколько десятков инструментов, которые могут в считанные секунды написать текст, нарисовать изображение, синтезировать видео, музыку или голос.

Есть мнение, что нейрокартинки всё-таки являются объектом авторского права, потому что человек творческим трудом создаёт саму нейросеть, которая генерирует изображения. Это спорно, потому что творческий труд направлен на создание нейросети, а не изображений. И не нужно забывать, что нейросеть – это инструмент, с помощью которого можно получить изображение. С таким же успехом можно признать создателя фотоаппарата автором всех фотографий, сделанных с его помощью.

Автором произведения может быть человек, который управляет вещью. Если художник контролировал весь рабочий процесс и использовал нейросеть так, как фотограф использует фотоаппарат, мы можем считать живописца автором произведения, а работу – объектом авторского права.

Недавно Бюро авторского права США выпустило рекомендации по регистрации контента, созданного с помощью ИИ (искусственного интеллекта). Из них следует, что регистрация авторского права на нейрокартинку возможна, если автор сделал что-то кроме запроса – например, отредактировал её. То есть исходная нейрокартинка не является объектом авторского права, а конечный продукт – вполне.

Четких правил о том, как можно использовать творчество нейросети, на сегодня нет, но появляются практические кейсы. Соответственно, картины авторства ИИ нельзя выставить на продажу по общим правилам. Использовать нейросети можно только во внутренних процессах: например, попросить ее подготовить эскизы, на основе которых автор сделает оригинальную работу, или набросать план публикации, которую потом напишет человек.

В то же время пользователи нейросети могут зарабатывать на ее творчестве иначе. Например, если ИИ написал код для приложения, вы можете разместить приложение в общем доступе, встроить в него рекламу и получать деньги за просмотры. Но зарегистрировать права на эту программу вы не сможете, и любой человек вправе поступить с этим кодом точно так же.

Платное использование нейросетей увеличивает шанс на право пользователя на созданные объекты, но не обеспечивает его. Если в результате бесплатного использования ИИ создается объект авторского права, у компании, владеющей нейросетью, будет больше шансов доказать свои права на это произведение, особенно если подобное положение подтверждается в правилах использования нейросети.

Если вы используете контент от нейросетей в своём бизнесе, есть две основные причины подать на вас в суд. Первая – нейросеть кого-то оскорбила. Это тот редкий случай, когда искусственный интеллект сгенерировал что-то обидное. Как правило, контент от нейросетей фильтруется. Многие из них не создают творения, где есть оскорбления, религиозный, политический или сексуальный подтекст.

И вторая причина – вы нарушили авторские права. Такое случается, если нейросеть переработала чужой контент и выдала похожий результат. В юриспруденции есть специальный термин «схожее до степени смешения» – это когда два произведения настолько похожи, что их невозможно отличить друг от друга.

Возможны также случаи, когда искусственный интеллект создал уникальное творение, но разработчик программы не захотел делиться. Ему принадлежат коммерческие интеллектуальные права, и он может предоставлять лишь их часть или не предоставлять вообще.

По мнению специалистов, споры и обсуждения об авторских правах нейросетей и ИИ будут только усиливаться, и в итоге мировые законы придется адаптировать к новым реалиям. Это лишь начало захватывающего пути в будущее, где искусственный интеллект становится неотъемлемой частью мира творчества и авторства.

Подготовила Инна БЕКЕЕВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: