В духе преемственности поколений - «Кызылординские Вести»

В духе преемственности поколений

15.10.2022

2965 0

v duhe preemstvennosti

Для казахского народа ювелирное искусство всегда имело особое значение. Изделия казахских зергеров были не просто украшением, но и свое-образным оберегом, который, как считали их обладатели, служил надежной защитой от сглаза и порчи.

История казахского ювелирного искусства уходит вглубь тысячелетий. Археологические раскопки показали, что с древнейших времен на территории современного Казахстана создавались изделия из золота, меди, олова и других ценных металлов. Кроме того, ювелирные украшения были неотъемлемой частью одежды.

Ювелирные мастера всегда относились к своей работе трепетно, с завидным профессионализмом создавая своими руками украшения индивидуально для каждого человека. Изделия, отличавшиеся своей изысканностью, роскошью, богатством, были декорированы традиционным орнаментом. Именно национальный узор отличает казахское ювелирное искусство от европейского. Украшения, которые носил на себе человек, могли рассказать о многом – о возрасте, родовой принадлежности, семейном статусе, положении в обществе.

На основе древних традиций

Национальные казахские украшения отличались своей массивностью и торжественностью. Самыми популярными среди них были амулеты (тұмар), кольца (жүзік), украшения для волос (шолпы, шашбау), браслеты (білезік), серьги (сырға), колье (алқа). Несмотря на то, что в настоящее время большим спросом на рынке пользуются украшения, сделанные в стиле минимализма, казахские национальные ювелирные изделия продолжают оставаться востребованными у современных девушек. Ювелирные мастера нашего времени продолжают традиции мастеров прошлых времен.

Один из таких зергеров живет в Кызылорде. Бекзат Жакипов — мастер прикладного искусства, член Союза художников и Союза ремесленников РК. Он рассказывает о том, как увлекся забытым искусством зергеров и почему казахи в большинстве своем предпочитали золотым украшениям серебряные.

— Серебро — благородный металл, полезные свойства которого доказаны с медицинской точки зрения, — говорит мастер. — С приходом ислама в казахские степи значимость серебра возросла. У казахов говорили: «Алтын — сәндікке, күміс – тазалыққа», что дословно означает: «Золото — для красоты, а серебро — для чистоты». Все украшения носили глубоко символический характер и свидетельствовали о статусе его владельца. Например, считалось, что у женщины через руки уходит энергия, поэтому чтобы ее сохранить, на запястьях носили браслеты — білезік.

Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, носило профессиональный характер. Казахские ювелиры всегда работали в одиночку, а свое мастерство обычно передавали по наследству.

— Мои прадед, дед и отец были истинными мастерами-зергерами, — рассказывает Б.Жакипов. — Этим искусством начал заниматься под влиянием отца. Гены берут свое, можно сказать… В детстве мечтал быть художником, поэтому много рисовал. При поступлении в художественное училище имени Николая Гоголя в Алматы передо мной встал выбор – учиться на художника-оформителя или художника-металлиста. Выбрал второе. Потом в Кызылорде пять лет учился на модельера. И оказалось, что не зря. Создавать дизайн, рисовать и моделировать в ювелирном искусстве — вот о чем я мечтал!

Традиционные казахские ювелирные украшения под названием «өңіржиек» (нагрудное украшение) носили молодые женщины: жены, кормящие матери, незамужние девушки и невесты. Такое украшение состоит из нескольких серебряных пластин прямоугольной формы, полых внутри. Ожерелье спасало женщин от сглаза, болезней и злых духов. Довольно массивное, оно побуждало обладательницу держать спину прямо.

Казахские серьги также служили для защиты от злых духов благодаря нанесенным на них узорам. Они подчеркивали авторитет и семейное положение женщины. Массивные, длинные и роскошные украшения в ушах свидетельствовали о высоком статусе обладательницы, о ее весомой роли в обществе. Вот основные варианты: «ай сырға и айшықты сырға» – серьги в виде луны и месяца; «тұмарша сырға» – треугольной формы; «салпыншақты сырға и қозалы сырға» – с подвесками; «тасты сырға» – украшенные камнями; «қаралы сырға» – с очернением; «иықты» – украшения длиной до плеч; «қоңырау сырға» – изделия в виде колокольчиков. Последние носили девушки на выданье, их бубенчики мелодично звенели при ходьбе.

В древности серьги использовали также в качестве амулета плодородия и изобилия, дарующего женщине много здоровых детей. По казахской традиции их изготавливали из металлических пластин ромбовидной или круглой формы, отлитых из серебра или золота, детали соединяли цепочками. На поверхности чеканили изображения солнца, луны, месяца, украшали жемчугом.

Носили серьги и мальчики для защиты от внезапной смерти или сглаза. Они могли носить их до пятилетнего возраста, а иногда на протяжении всей жизни. Эта традиция была актуальна до начала прошлого века.

— В последнее время современным девушкам нравится носить изделия с казахскими мотивами. Поэтому экспериментирую, изучаю архивные материалы по истории орнамента, а также современные тренды мировых ювелирных домов. Создать уникальные украшения в национальном стиле не трудно, главное, чтобы людям нравилось, — говорит мастер по художественной обработке металла.

Перстень-печать

Свои традиционные национальные украшения были и у мужчин, особенно они предпочитали перстни. Один из них — перстень-печать («мөр»). Такие украшения были важным знаком и отличительной привилегией казахской аристократии. Искусные ювелиры изготавливали их в основном из серебра, реже — из золота, но большим спросом пользовался первый металл.

На наружной поверхности крупных серебряных перстней вырезали полные имена и титулы их владельцев. Согласно письменным источникам, по очертаниям перстней-печатей можно было узнать сословие, к которому принадлежал хозяин. Так, каплевидная форма была характерна для правящей элиты. Например, личная печать-перстень бия Сердалы Бекшорина хранится у его потомков. С разрешения родственников Б.Жакипов изготовил его копию для областного музея.

Среди экспонатов упомянутого выше учреждения есть кольцо под названием «Құс тұмсық». Его подробное описание мастер нашел в старинных источниках и постарался как можно точнее его воссоздать. А вот кольцо «Құс қанат» больше напоминает крыло птицы. Их раньше дарили молодым незамужним девушкам или девочкам.

Благодаря творчеству таких народных мастеров, как Б.Жакипов, развивается казахское декоративно-прикладное искусство. Выработанный веками изумительный колорит национальных изделий находит самое широкое применение в искусстве современного Казахстана. Изучение народного достояния и умелое его применение в жизни, несомненно, окажет воздействие на развитие эстетического вкуса и научит ценить творчество мастеров.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: