«Ставлю задачу к 2025 году обеспечить 100-процентный охват детей до шести лет дошкольным воспитанием и обучением. С количеством только государственных детских садов эту задачу не решить. Нужно привлечь частный бизнес, найти новые формы поддержки, включая ваучерные механизмы финансирования. Родители смогут выбрать любой детский сад или школу, расплатиться там ваучером от государства», – это поручение Правительству Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал, выступая на совместном заседании палат Парламента РК в 2020 году.
Со следующего года в Казахстане изменятся правила оплаты за дошкольное обучение и воспитание в детских садах. Начнет действовать система ваучерного финансирования дошкольной системы по принципу «деньги следуют за ребенком». Отметим, что эта реформа началась четыре года назад. До того, как ее внедрить по всей стране сначала апробировали в нескольких регионах. Например, первый пилотный проект по ваучерному (персонифицированному) финансированию дошкольников был начат в 2021 году в Астане. В прошлом году в Шымкенте, Таразе и Туркестане. С января 2025 года его планируется реализовать по всему Казахстану.
По информации пресс-службы Министерства просвещения РК, по существующим правилам территориальные управления Минпросвещения в составе акиматов распределяют госзаказ среди детских садов. Именно эту схему теперь решили поменять. Выделенный из бюджета объем средств теперь будут распределять не по дошкольным учреждениям, а переводить на счета родителей или других законных представителей ребенка. Эта персональная доля – ваучер и дала название новой схеме «ваучерное финансирование дошкольных организаций».
Справочно: ваучерная система – принцип финансирования, при котором деньги «следуют» за ребенком, то есть за каждым воспитанником образовательного учреждения закрепляется именной (электронный) сертификат, подтверждающий следование за ним бюджетных средств. В рамках этих средств ребенок вправе получить гарантированный государством объем образовательных услуг.
В Минпросвещения видят три плюса от ваучерки. Во-первых, родители смогут разместить свой ваучер в любое понравившееся им дошкольное заведение. Во-вторых, право выбора стимулирует конкуренцию среди детсадов. Они будут повышать качество образования, нанимать профессиональных воспитателей, чтобы привлечь больше малышей. Основным оценщиком качества услуг станет не управление образования, а сам потребитель. И в-третьих, новая система позволит избежать коррупционных рисков. Если при нынешнем финансировании госзаказа любой детсад при желании мог приписать себе «мертвые души» и получить на них деньги, то с ваучерами подобное невозможно, поскольку вопрос контроля переходит к родителям.
Однако есть в новой системе и ряд нюансов. Некоторые эксперты от образования считают, что схему финансирования усложнили, введя в нее «новых игроков». Управление образования теперь будет перечислять средства оператору проекта – АО «Финансовый центр», тот отправляет деньги на банковские счета детей в банк второго уровня, банк ожидает заполнения детсадом табеля посещаемости воспитанника, а затем подтверждения табеля со стороны родителей – и только после этого деньги с банковского счета поступают в дошкольное учреждение. Противники реформы утверждают, что без проблем здесь не обойдется. К примеру, в Казахстане около миллиона дошкольников и столько же счетов им придется открыть в банках, и в случае чего сумму, выделенную под госзаказ, и ту, что поступила в детсады, невозможно будет проверить легко и быстро.
Отмечается, что в новом проекте будет принимать участие частный сервис Indigo, через который родители могут выбрать дошкольную организацию, поставить ребенка в очередь или взять направление для зачисления в детский сад. А именно говорится, что «управление ваучерным финансированием осуществляет АО «Финансовый центр», а система Indigo самостоятельно обеспечивает обмен данными между банками, национальной образовательной платформой и другими ведомствами».
В социальных сетях идет горячее обсуждение этой темы. Кто-то считает, что проект ваучерного финансирования подходит исключительно для городских жителей, поскольку в нем не учитывались особенности сельской местности, а именно слабый интернет, отсутствие отделений некоторых банков, малое количество пользователей новых моделей смартфонов и другое. Некоторые родители, дедушки и бабушки в аулах до сих пор не знают, что такое ЭЦП и как его открыть. Педагоги вынуждены разъяснять им, как пользоваться мобильными приложениями, чтобы поставить ребенка в единую очередь, зачислить в детский сад, пройти биометрию. Такая же ответственность по разъяснению ляжет на дошкольных педагогов, когда речь повсеместно пойдет о получении ваучерных денег.
Как бы то ни было, но принцип «деньги за ребенком» дает родителям возможность выбирать детский сад и перечислять туда деньги, которые поступят на счет ребенка. И это, безусловно, хорошо, так как у нас появится больше качественных детских садов, повысится конкуренция между ними, и таким образом, мы придем к качественному образованию.
Наталья ЧЕРНЕЙ