В борьбе за свободу - «Кызылординские Вести»

В борьбе за свободу

20.11.2025

10 0

obshhaja

Обретение Казахстаном независимости позволило сделать достоянием общественности многие страницы истории, которые на протяжении десятилетий были под строжайшим запретом. Среди них выступления жителей различных регионов, не согласных с политикой коллективизации, которые переросли в противостояния с Советской властью.

В период с 1929 по 1932 годы на территории нашей республики было зарегистрировано 372 выступления и протестов против насильственной коллективизации. В 1929 году они начались в отдельных районах, а к 1930 году переросли в массовое движение. Это был ответ на постановление Совнаркома «О совершенствовании перестройки сельского хозяйства социалистическим путем в районах сплошной коллективизации и мерах борьбы с кулачеством». Это был крик души целого народа, мечтавшего о свободе и независимости.

Позже Советская власть скромно назовет «перегибами» годы репрессий, страшного голода, ставшего результатом коллективизации и насильственной депортации представителей многих народов в Казахстан. По сути, это было неслыханное преступление против своего же народа, поскольку за этими «перегибами» стояли миллионы искалеченных судеб, десятки тысяч сгинувших в лагерях, замученных в застенках и расстрелянных. Но об этом руководство страны предпочитало не говорить. Мало того, все материалы были строго засекречены, а настоящая правда была под строжайшим запретом.

В рамках политики коллективизации и борьбы с кулачеством государство стало забирать у кочевников последнюю скотину, обрекая людей на голодную смерть. Стихийные выступления людей, доведенных до крайности, которые кое-где переросли в вооруженное сопротивление властям, были жестоко подавлены. Одним из таких выступлений стало восстание казахов рода Асан, проживавших в низовьях Сырдарьи.

В 1926 году на 2-м пленуме Краевого комитета ВКП (б) ее глава Голощекин заявил, что в казахских аулах началась «малая октябрьская революция». Циничное заявление партийного вожака подразумевало конфискацию имущества зажиточных казахов, их высылку с родных мест, в результате, физическое уничтожение их как класса.

Коллективизация в Кызылординском регионе началась в сентябре 1928 года. Уже в первые дни было конфисковано 2920 голов скота, принадлежавшего семи зажиточным семьям из Казалинского района. По тем временам это было самое большое количество конфискованного скота. Хотя, некоторым местным баям удалось собрать свой скот и откочевать в пески на тысячу километров. Были и такие, кто раздал скот родственникам и переехал в соседние республики. Например, многие баи, проживавшие в местности «Каракум» перекочевали со своими семьями, имуществом и домашними животными в Бухару, Хиву, Самарканд. А десять баев, которые не успели уехать, были высланы в Западный Казахстан. Надо сказать, первоначально по документам раскулачиванию подлежали только семь баев.

Говоря об этом периоде казахской истории, академик Манаш Козыбаев отмечал, что народные выступления, которые получили кодовые наименования «Сопротивление под руководством Акмырзы ахуна», «Каракумское движение» и «Казалинское или восстание рода Асан», имели место в бывшем Кызылординском округе. По словам ученого, это были первые проявления протеста казахского народа против политики властей и его борьбы за независимость. Он разделил национально-освободительное движение казахского народа на семь исторических периодов. «Седьмой период начался в 1917 году с февральского, затем с октябрьского переворота, гражданской войны и завершился более чем 370 крестьянскими выступлениями в годы коллективизации», – писал ученый ещё в 1990 году.

Об этой странице истории казахского народа, причинах выступления простого народа против власти большевиков красноречиво говорят слова Мустафы Шокая, по праву именуемого вождем тюркских народов: «Бесчинства русских большевиков в Туркестане сопровождаются небывалой жестокостью и грабежом… От бесконечных притеснений и издевательств со стороны большевиков терпению людей пришел конец и они решили умереть в борьбе, чем жить в таких условиях. Люди взяли в руки оружие». Эти слова М.Шокая подтвердило само время.

Из открытых источников мы знаем, что восстание рода Асан, которое началось в 1930 году в ряде аулов Казалинского района, стало продолжением Кызылкумского восстания. Подавляющее большинство участников были представители племени Асан рода Алим Младшего жуза, откуда и пошло название восстания.

Дело в том, что наравне с баями и зажиточными казахами, налогами стали облагать всех, вплоть до простых крестьян. Дошло до того, что одни и те же налоги крестьянам обязали выплатить трижды. В начале августа 1930 года уездный начальник милиции Каюпов объявил о том, что жители одного из аулов должны сдать государству еще 23 тысячи пудов зерна. Представители местной партийной ячейки не раз говорили о том, что крестьяне не осилят такой налог, их семьи будет ждать голодная смерть. Но на их заявления никто не обращал внимания. В итоге впервые собрались более 300 крестьян, которые открыто заявили о своем несогласии с решением властей.

В один из последних дней августа сотрудники ОГПУ арестовали жителей аула №22 Д.Асанова, Ж.Тлеубаева, А.Калдыбаева и Б.Тлеулиева как зачинщиков отказа от уплаты налога на урожай. На следующий день собрались почти все жители аула, которые силой освободили арестованных. К восставшим жителям 22-го аула примкнули и аулы №№19, 20, 21, 23, 24, 25, а также жители некоторых населенных пунктов соседнего Аральского района. В результате количество восставших достигло почти 1000 человек. 4 сентября 1930 года отряд повстанцев неожиданно напал на отряд ОГПУ из 80 человек и разгромил его. Однако уже 6 сентября восставшим пришлось нелегко – против них выступил кавалерийский дивизион, прибывший из Алматы. В основной своей массе повстанцы были вооружены пиками, топорами, вилами и другими подручными предметами, которые и оружием можно назвать с большой натяжкой. И всю эту людскую массу почти из трех тысяч человек встретили пулеметы. В итоге на поле остались лежать сотни убитых и раненных.

Далее последовали карательные меры, отличавшиеся неслыханной жестокостью – были арестованы 98 повстанцев, 31 человек был объявлен в розыск. В начале 1931 года приговором «тройки» девять человек были приговорены к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в Кызылорде. 28 человек осуждены на сроки от двух до десяти лет, 16 человек были высланы в другие регионы страны.

Началось бегство с родных мест. Кому повезло, оказались в соседнем Узбекистане, Каракалпакии. Но войска догоняли и жестоко расправлялись со многими беженцами. По словам нынешних потомков восставших, в одном месте солдаты подожгли густые заросли камыша, где прятались люди, среди которых было немало женщин и детей. Забирать с поля боя трупы было разрешено только женщинам. Все без исключения мужчины подвергались арестам. С тех пор вплоть до распада СССР был наложен строжайший запрет на всякие разговоры об этом восстании. Лишь 27 ноября 1989 года дело участников восстания рода Асан было пересмотрено и все они решением прокурора Кызылординской области были полностью оправданы.

Как говорилось выше, долгие десятилетия сведения об этом и других народно-освободительных восстаниях были строго засекречены. И лишь после обретения независимости появилась возможность для изучения архивных материалов, касающихся событий тех далеких лет. Со временем достоянием гласности стали многочисленные факты жестокой расправы над повстанцами, а также геноцида целого народа. В 2000 году, к 70-летию восстания рода Асан на берегу Сырдарьи у паромной переправы Альсеит был установлен памятник его участникам. А несколько позже на одной из центральных улиц поселка Айтеке би воздвигнут монумент.

Казбек КАМАЛУЛЫ

Читайте также: