Помнить историю своего народа, хранить его мудрость и самодеятельное искусство – в этом залог успешной нации. Так считает кызылординка Айгуль Бедельбаева, которая несколько лет назад увлеклась валянием войлока.
Ее творческий путь начался со школьной скамьи, еще тогда она удивляла учителей и одноклассников своим талантом рисовать. Однажды в школе даже не поверили, что рисунок, который девочка принесла для участия в конкурсе, нарисовала она сама…
По образованию Айгуль педагог, более десяти лет проработала в школе, но пять лет назад прислушалась к зову сердца и предков. Будто по наследству от бабушки передался талант и любовь к народному ремеслу. От дедушки по папиной линии досталась предпринимательская хватка. Поняла, что шить изделия из войлока – это то самое дело, которым ей приятно и хочется заниматься. В сорок лет она не побоялась поменять профессию, а вместе с ней и свою жизнь.
– В телевизионной программе «Усадьба» увидела, как из войлока делают игрушки и цветы, – рассказывает женщина. – Меня это заинтересовало, решила попробовать сама. Искусству валяния войлока обучилась в Ютубе. Чувствуя красоту, податливость шерсти, решила научиться этому искусству, во что бы то ни стало. Методом проб начала с вещей небольшого размера: чехлов для диванных подушек, сюжетных и абстрактных панно, накидок для стульев и табуреток. По большому счету, использовать эти вещи можно в различных целях, настолько они практичны. Уникальность войлока еще и в том, что от использования, прикосновения он только крепчает. Правда, требует защиты от моли. Хотя крашеному войлоку она не страшна.
Особенно нравится мастерице техника сухого валяния. Ее суть в том, что с помощью специальной иглы одни волокна шерсти проталкиваются между другими. Обычно в этой технике создаются объемные изделия небольшого размера. Мокрое валяние предполагает изготовление большого полотна с применением мыльного раствора.
В арсенале у нее различные изделия в национальном стиле: текеметы (войлочный ковер), жилеты, украшения, сумки, шарфы и шапки. Работает она и с техникой нуно-войлок, или, как ее еще называют, нуно-фелтинг, которая предполагает комбинацию шерсти с ткаными материалами.
А первой работой был кошелек, который мастерица вспоминает с улыбкой. Как она сама признается, это были робкие шаги в мир народного искусства. Сейчас же ее работы выполнены мастерски и пользуются спросом в Instagram.
– Недавно одна женщина из Алматы приобрела небольшой коврик для дочери, которая проживает в Америке, – поделилась мастерица. – Через некоторое время покупательница написала, что мое изделие произвело фурор за рубежом, и попросила изготовить текемет.
Интересно, что Айгуль не просто создает изделия из войлока, каждому изделию она подбирает особый узор, в котором заложен глубокий сакральный смысл.
– Орнаменты для меня имеют особое значение, – призналась собеседница. – Перед тем, как нанести тот или иной узор, изучаю его значение. Так, на головных уборах или жилетках использую растительные или космогонические орнаменты, символизирующие единство, вечное движение и развитие. На текеметах и накидках на стулья располагаю зооморфные орнаменты, которые обозначают степной образ жизни казахского народа.
В работе женщина большое значение уделяет цветовой гамме. Пользуется красителями, безопасными для здоровья. Для нее важно, чтобы работа была не просто красивой, но и экологичной. Поэтому любит цвета, приближенные к натуральным. А получает их путем окрашивания натуральными красителями: луковой шелухой, отваром ореховой скорлупы и так далее. Словом, старается, чтобы краски гармонировали друг с другом и получались оригинальные узоры в национальном стиле.
Мастерица считает, что только в сохранении национальной культуры и традиций хранится мудрость народа, которую нельзя забывать. А ее изделия, которые пользуются спросом не только в республике, но и за рубежом, доказывают, что декоративно-прикладное искусство продолжает жить в быстро развивающемся веке цифровых технологий.
Наталья ЧЕРНЕЙ