В ведении Казалинского районного отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог находится 406,2 километра дорог районного значения. Из них почти сто девяносто километров асфальтированные, около ста километров имеют гравийное покрытие, остальные — грунтовые дороги.
Надо сказать, руководством района вопросу ремонта дорог уделяется большое внимание. За последние годы, благодаря результативной работе, здесь значительно улучшается состояние автомобильных дорог между населенными пунктами района, а также улиц внутри населенных пунктов.
Например, в 2020 году почти на три миллиарда тенге было отремонтировано шестьдесят километров дорог районного значения, а также семьдесят внутрипоселковых дорог. За счет выделенных средств удалось привести в порядок улицы в поселке Айтеке би, Казалинске, в аулах Бекарыстан би, Г. Муратбаева, Жанкожа батыра, Басыкара, Жалантос бахадура, Майдаколь, Абая, Аксуат, Жанкент, Бозколь и Каукей.
К примеру, в ауле Бекарыстан би было отремонтировано десять улиц, тогда как в остальных аулах починили максимум по три. Больше всех, разумеется, отремонтировали дороги в поселке Айтеке би. Поскольку это административный центр района, здесь в прошлом году ремонт провели на тридцати улицах.
Дело в том, что аул Бекарыстан би включен в проект «Ауыл – ел бесігі», разработанный Правительством страны. Его основная цель – улучшение качества жизни на селе, модернизация социальной среды сельских территорий, доведение их до региональных стандартов. В его рамках решается ряд задач по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, обеспечению доступности сельских жителей к социальным благам и государственным услугам, и в целом создания более комфортной среды проживания. К слову, ранее проектом были охвачены поселки Жалагаш, Жанакорган, Жаксыкылыш, Шалкия, аулы Акмая, Акжарма, Маханбетов.
На реализацию проекта аулу Бекарыстан би из республиканского и районного бюджетов был выделен почти один миллиард тенге. Согласитесь, для аула с населением чуть менее трех тысяч человек, это довольно крупная сумма. Благодаря этим средствам в ауле реализовано семнадцать проектов. В том числе, как было сказано выше, проложен асфальт на десяти улицах, на девяти улицах провели освещение, на некоторых проложены тротуары. Вдобавок ко всему, за счет проекта также капитально отремонтировали здание школы №24 имени Героя Советского Союза Урмаша Туктубаева, провели в дома водопровод, благодаря чему теперь решена проблема питьевой воды. Жители аула считают, что проект «Ауыл – ел бесігі» обеспечил им более комфортную жизнь.
Активная работа по ремонту дорог нашла продолжение и в 2021 году, на что из республиканского, областного, районного бюджетов в общей сложности было выделено более трех миллиардов тенге. За счет этих средств отремонтированы десятки километров дорог районного значения, а также улицы внутри населенных пунктов. В их числе поселок Айтеке би, город Казалинск и ряд дорог в сельской местности. Также проведены работы по ремонту дорог от моста через Сырдарью на участке «Карлан» до аула Кожабакы, от города Казалинска до моста на участке «Альсеит».
Кстати, о переправе. В настоящее время на участке «Карлан» функционирует понтонный мост. Его протяженность составляет 45 метров. За техническим состоянием моста следит ТОО «EL QYZMET». Предприятие проводит текущий ремонт лодок, покраску. На объекте задействовано более двадцати лодок. Словом, жители ряда населенных пунктов, расположенных на левобережье, имеют возможность попасть в районный центр коротким путем. Единственным неудобством можно назвать то, что зимой и в период весеннего ледохода движение по мосту прекращается. По этой причине людям приходится ездить в объезд, через плотину в ауле Басыкара. А это довольно приличный крюк. Но совсем скоро проблема с мостом будет решена. На этом участке будет построен железобетонный мост, и тогда ничто не сможет прервать транспортное сообщение между населенными пунктами по обе стороны реки. Начало строительства нового автодорожного моста взамен понтонной переправы запланировано на нынешний год, сдача объекта – на 2023-й, общая сметная стоимость объекта – 4,4 миллиарда тенге.
Ранее областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог объявило тендер на госзакупки. По итогам конкурса победителем стало ТОО «Стандарт Ойл КЗО».
Продолжая тему моста, добавим, что в районе продолжается строительство моста через оросительный канал на въезде в населенный пункт Басыкара. Как сообщил главный специалист отдела организационной и инспекторской работы аппарата акима Казалинского района Женисбек Советулы, на строящемся стратегически важном для района объекте побывал глава района Мухтар Оразбаев, который на месте ознакомился с ходом проведения строительных работ. О том, что выполнено и какая на сегодня проводится работа, акиму района доложил подрядчик, директор товарищества с ограниченной ответственностью «Жылу – ХХІ» Копжан Бижанов.
– Работы по демонтажу старого моста, имеющего большое значение для жителей района, начались еще в прошлом году, – отметил К. Бижанов. – На сегодняшний день наши строители близки к завершению работ по заливке бетона опорных столбов нового моста. По ее окончании будет построена 33-метровая балка в форме буквы «Т». По приобретению и доставке строительных материалов пока проблем нет, они заказаны, поступают своевременно.
Выслушав директора товарищества и внимательно изучив ход строительства, М. Оразбаев отметил, что строительство сооружения должно быть завершено в установленные проектом сроки.
– Все мы знаем, что в весеннее время важность этого канала очень высока, – отметил аким района. – Потому что по этому каналу вода подается в озера и на пастбища на склоне Каракума, посёлок Айтеке би. Ориентировочно, через полтора-два месяца в период таяния льда на Сырдарье мы должны будем по ней спускать воду. Поэтому необходимо нарастить темпы строительства и ускорить работу.
В заключение добавим, что если в 2017 году в хорошем и удовлетворительном состоянии находились только 66,4 процента автомобильных дорог, находящихся в собственности района, то в 2020 году показатель улучшился на 75,6 процента. По итогам прошлого года руководство района за счет результативных дорожно-строительных работ планировало довести качество дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии уже до 80,3 процентов. Сейчас подводятся его итоги.
Канат ЖОЛДАСОВ