В XIX – начале XX веков население в Приаралье, как, впрочем, повсеместно в казахской степи, пользовалось арабским письмом, пришедшим к нам вместе с исламом. По свидетельству историков, проникшая на территорию Казахстана и Центральной Азии в конце VII – начале VIII веков мусульманская религия стала одним из основных источников становления самобытной духовности и культуры казахского народа. «Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, а также в материальной и духовной культуре среди образованных народов того времени», – отмечал академик и ориенталист Василий Бартольд.
Арабской грамоте и основам знаний местное население обучали потомки первых миссионеров. В народе до сих пор жива память о религиозных просветителях прошлого, которые на собственные средства открывали здесь школы-медресе, где учили местных ребятишек писать и читать по-арабски. Надо отметить, образованных людей в те времена было немного, и потому можно только представить, насколько высоким был их авторитет среди местного населения.
Советская власть внесла в жизнь степного края коренные изменения. Полностью перестроилась и система образования. Представители религиозного учения, те, кто совсем недавно был светочем знаний и учения, попали под жесткий прессинг. Большевики, известные своими атеистическими взглядами и негативным отношением к любой религии, подвергли служителей культа жесточайшим репрессиям, вплоть до физического уничтожения.
С приходом советской власти одним из главных стал вопрос культурного строительства в жизни казахского народа. Одной из его форм стала кампания по ликвидации безграмотности среди населения. Среди тех, кто активно включился в эту работу, были и первые женщины. Одна из них – Сара Есова, первая комсомолка и женщина-журналист Казахстана, организатор красных юрт и субботников. Она родилась в 1903 году в семье бедняка в ауле Кара-Шенгель Теренозекского (ныне Сырдарьинский) района. Ее отец Сатпай Есов сначала был рыбаком в ауле Итемген Казалинского уезда, затем в 1909 году переехал на станцию Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где работал приказчиком в бакалейной лавке узбека Нарзуллы Раджибаева. Несмотря на бедность, Сатпай мечтал, чтобы его дети стали грамотными людьми. Всех четверых детей он определил в школу, которую открыли на станции братья Раджибаевы. На редкость способной и умной девочкой оказалась Сара, и после окончания школы в 1915 году отец повез ее в Оренбург, где она поступила в татарское женское училище. После его окончания, получив звание учителя начальной школы, Сара вернулась на родину и стала активным участником новых преобразований, происходивших в родном краю.
Овладение грамотностью проходило в нелегких условиях: отсутствие материально-технической базы, нехватка профессиональных кадров, учебников, пособий и письменных принадлежностей. Определенные трудности были связаны с проводившимися неоднократно реформами в области языка. До 20-х годов в казахской письменности использовался алфавит, созданный просветителем Ахметом Байтурсыновым на основе арабской вязи (его еще называли «төте жазу»). В 1929 году казахский алфавит был переведен на латинскую графику, в 1940-м – на кириллицу. Таким образом, людям пришлось трижды обучаться начальной грамоте.
Ключевая роль в преодолении массовой безграмотности и развитии народного просвещения принадлежала учителям. Одним из первых педагогов в Сырдарьинском районе был Оспан Абдулпаттаев. Он родился в 1898 году в ауле №7 Караозекской волости Перовского уезда (ныне аул Ширкейли Сырдарьинского района) в крестьянской семье. Ему не было и трех лет, когда потерял отца. Жизнь дореволюционного аула была тяжелой и беспросветной: люди терпели лишения и нужду, голод и холод, не было самого необходимого. С раннего детства ему пришлось заниматься тяжелым трудом. Но в мальчишке всегда жила жажда к знаниям. Азам грамоты он научился в медресе в родном ауле. В 1919 году, завершив шестимесячные курсы учителей в Перовске, юноша приехал в родной аул. Вдохновленный мыслями о светлом будущем своего народа, он приложил все усилия для того, чтобы местное население получило возможность овладеть грамотой. Первые школы в степном крае столкнулись со многими трудностями: нужно было отыскать подходящее помещение, добыть для школы буквари, бумагу, карандаши топливо, керосин.
В 1919 году порог начальной школы Оспана Абдулпаттаева переступили первые ученики – 16 мальчиков и одна девочка. Днем азы грамоты постигала сельская ребятня, вечерами за парты садились их родители. Сотни взрослых после тяжелого трудового дня старательно выводили буквы и цифры, стремясь за короткие сроки научиться писать и читать. Взрослые и дети аула почтительно называли О.Абдулпаттаева «ұстаз». В 1926 году под его руководством начальная школа стала семилеткой. Молодой учитель понимал: чтобы добиться успехов, одного упорства недостаточно, нужно много учиться, совершенствовать и углублять знания. В 1939 году он окончил в Кзыл-Орде педагогическое училище.
В те годы в стране был принят закон об обязательном четырeхклассном начальном образовании для детей. Желающие могли продолжать свое образование в семилетних и десятилетних школах. Директору сельской школы О.Абдулпаттаеву пришлось столкнуться со многими трудностями: не хватало средств, ощущался дефицит учительских кад-ров, не было методических пособий, школьных принадлежностей и учебников. К работе в школе он начал привлекать молодых учителей, передавая им свой опыт и знания.
В семейном архиве Абдулпаттаевых, в историко-краеведческом музее поселка Теренозек хранятся личные документы, награды, свидетельствующие о боевых и трудовых заслугах О.Абдулпаттаева. Среди документов – написанное арабской вязью удостоверение учителя, выданное ему первого августа 1926 года, которое и дало ему право на открытие в ауле школы; грамота, датированная 1942-м годом, за работу по оказанию помощи колхозам и совхозам в уборке урожая. Он получил ее перед уходом на войну, когда в тяжелое для страны время вместе со своими учениками нес трудовую вахту, выполняя государственный план по сдаче хлеба для фронта.
В 1942 году в возрасте 44 лет О.Абдулпаттаев отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боях за освобождение Польши, Чехословакии, в штурме и взятии Берлина. За проявленное в боях мужество и участие в боях за освобождение европейских столиц был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
После войны он вернулся в родной аул и продолжил заниматься делом, которому посвятил свою жизнь – обучением детей. За плодотворный труд на педагогическом поприще был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета», но самой дорогой наградой для него стало присвоение звания «Заслуженный учитель Казахской ССР». Вся его жизнь была посвящена педагогической деятельности. Его и поныне добрым словом вспоминают старожилы поселка. Как писал в своих воспоминаниях уроженец поселка Теренозек, писатель и поэт Сейтмурат Ембергенов, Оспан Абдулпаттаев был незаурядной личностью, снискавшей уважение и любовь окружающих благодаря своим душевным качествам. Обладая обширными знаниями, он всегда находил путь к сердцу ученика. Запомнилась его манера общения – неторопливая и ровная речь, добрый и приветливый взгляд. Таким он остался в памяти своих учеников.
Сыновья О.Абдулпаттаева Багратион, Бакытжан и Пазылхан стали достойными продолжателями дела отца. В области хорошо знали и уважали Багратиона Абдулпаттаева, он был тренером областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва Кызылорды, затем директором футбольной школы городского отдела образования. Бакытжан Абдулпаттаев также немало времени посвятил тренерской работе, преподавал физкультуру в школе в родном селе. В этой же сфере трудится младший из братьев Пазылхан. Они воспитали не одно поколение спортсменов, имена которых знают и помнят любители спорта в области.
Именем Оспана Абдулпаттаева, одного из первых учителей района, названа улица в райцентре, средняя школа №210, где он проработал много лет. Перед учебным заведением установлен его бюст. Каждый ученик в поселке хорошо знает о его жизни и заслугах.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА