У истоков образования - «Кызылординские Вести»

У истоков образования

18.09.2025

58 0

obshhaja

Кызылорда – город, которому принадлежит особое место в истории Казахстана. В 1925 году именно сюда была перенесена из Оренбурга столица нашей молодой республики. Здесь была сосредоточена политическая и культурная элита страны, жили и работали видные политические и государственные деятели, которым суждено было сыграть важную роль в становлении и развитии государства.

В новую столицу из Оренбурга переехал первый институт народного просвещения, открылись советская партийная школа, рабфак, техникум. Тихие улочки старого города, возможно, еще помнят шаги Ахмета Байтурсынова и Сакена Сейфуллина, Магжана Жумабаева и Темирбека Жургенова, которые здесь преподавали.

Сея разумное, доброе, вечное…

Вопреки расхожему мнению, что просвещение и образование в казахские степи принесла Советская власть, культ науки и знания существовал в этих краях с испокон времен. «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного», – гласит казахская пословица. На бескрайних степных просторах зарождались философские и религиозные учения, жили выдающиеся ученые и просветители.

В XIX – начале XX века в Приаралье большое распространение получили религиозно-просветительские школы. Получившие образование в центрах науки и культуры Средней Азии – Бухаре и Самарканде – выдающиеся религиозные просветители прошлого открывали здесь школы-медресе. В них местное население обучали арабскому письму, которое пришло к нам вместе с исламом. По свидетельству историков, пришедшая в конце VII – начале VIII века на территорию Казахстана и Центральной Азии мусульманская религия стала одним из основных источников становления самобытной духовности и культуры проживающих здесь народов. «Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, а также в материальной и духовной культуре среди образованных народов того времени», – отмечал академик, востоковед Василий Бартольд.

Арабской грамоте и основам знаний местное население обучали потомки первых миссионеров. Надо отметить, образованных людей в те времена было немного и потому можно только представить, насколько высоким был их авторит среди местных жителей. В народе до сих пор жива память о религиозных просветителях прошлого – Марале ишане, Ак ишане, Кулболды ишане, Садыке ахуне, Калжане ахуне, которые на собственные средства открывали здесь мектебы и медресе. И если в мектебах можно было получить только начальное образование, то более глубокие познания получали в медресе – наряду с обучением богословию и мусульманскому праву, в них давали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии.

Русско-туземные школы

И царская администрация, проводившая в степи колониальную политику Российской империи, и пришедшая на смену Советская власть не признавали арабскую грамоту, которой пользовалось коренное население. И те, и другие были заинтересованы в обучении жителей национальных окраин русскому языку. С этой целью повсеместно в низовьях Сырдарьи, как, впрочем, и по всему Казахстану, с приходом царской власти начали открываться русско-туземные школы, но с поставленной задачей они справлялись плохо, поскольку учебный процесс в них велся в отрыве от повседневной жизни.

 Первая русско-туземная школа для киргизских детей открылась в Перовске в конце 1863 года. Обучение велось на русском языке, срок учебы – три года. Следом такая же школа открылась в Казалинском уезде. Так началась образовательная экспансия Российской империи в степном крае. Все же на первых порах учебный процесс в школе Перовска, как, впрочем, во всех уездах Туркестанского и других генерал-губернаторств, не увенчался успехом. Одна из главных причин – низкая грамотность самих учителей при полном отсутствии контроля за процессом обучения со стороны уездных администраций. При школе был открыт пансион на 25 мест. Но несмотря на все эти попытки создать хоть какие-то условия для детей, местная элита не выказывала особого рвения и не спешила отдавать в эту школу своих отпрысков.

«Осмотрев по пути следования киргизскую школу в Перовске, я нашел, что успех преподавания в оной… весьма незначителен. Киргизские мальчики посещают школу в течение трех-четырех лет, не научились свободно читать, не понимают прочитанного, не владеют разговорным языком», – писал генерал-губернатор К.П.Кауфман в сентябре 1868 года, инспектировавший состояние дел в Туркестанском крае.

В 1870 году последовал указ, согласно которому обучение в туземных школах взяли под строгий контроль, и была введена система Н.Ильминского. Согласно этой системе, в туземных школах стало обязательным обучение русскому языку. Открывать мусульманские школы, имеются в виду мектебы и медресе, можно было только при наличии русскоязычных учителей. Существовавшие повсеместно в степном крае мектебы и медресе, особенно в аулах, не имели специальных зданий, располагались большей частью летом – в юртах, зимой – в закрытых помещениях. Обучались в них дети и подростки в возрасте от семи до 18 лет на протяжении пяти-восьми лет.

В годы Советской власти

С приходом Советской власти в Приаралье полностью перестроилась система образования. Об этом этапе жизни края рассказывают материалы, хранящиеся в фондах областного государственного архива. Причем ряд документов, датированных 1926-1940 годами, написан на латинице. Известно, что Казахстан не раз имел опыт смены письменности. Так, например, до революции использовался алфавит, основанный на арабской вязи. Именно на нем Ахмет Байтурсынов написал первый казахский алфавит. Арабское письмо («төте жазу») уже в те годы в мировой лингвистике было признано феноменальным, поскольку это был один из первых алфавитов, где букв было намного меньше, чем звуков.

С укреплением Советской власти в 1926 году казахский язык был переведен на латиницу. Коммунизм отрицал религию, а арабская вязь, как известно, была напрямую связана с исламом. Организационная работа по переходу на латинскую графику сосредоточилась в Кзыл-Орде, которая на тот момент имела статус столицы Казахской АССР.

Советские органы начали большую пропагандистскую деятельность, повсеместно проводились заседания, на которых рассматривались вопросы перехода на латинскую графику. Преподавание латиницы вводилось в школьные программы, открывались кружки и курсы по обучению этой письменности, создавались группы для проведения пропаганды по переходу на латиницу. Делопроизводство в государственных органах и учреждениях стали вести на латинице, плакаты и лозунги на улицах также писали латинскими буквами.

Перед началом Великой Отечественной войны начался переход казахской письменности на кириллицу. В 1940 году в ноябре вышло постановление №773 Совета народных комиссаров «О переводе казахской письменности с латиницы на новый казахский алфавит на основе русской графики». Это был политический шаг – перед Второй мировой войной письменность всех народов в СССР решили перевести на кириллицу, потому что надо было сформировать нацию единого Советского Союза, говорящего на одном, русском языке. Все эти реформы в области языка были сопряжены с определенными трудностями. В течение не очень большого временного периода людям пришлось трижды обучаться начальной грамоте.

Советские партийные органы начали воплощать в жизнь идеи коммунизма. Одной из важнейших составляющих большевистской модернизации стало создание новой советской системы образования, которое должно было воспитывать поколение большевистски мыслящих людей, свободных от национально-культурных традиций. Хотя, как доказало время, до конца уничтожить силу этнической и культурной идентичности казахского населения не удалось, что и стало залогом культурного возрождения народа уже после обретения страной независимости.

 Жанна Балмаганбетова

Читайте также: