У истоков казахского театра - «Кызылординские Вести»

У истоков казахского театра

07.09.2024

671 0

obshhaja

Истоки национального театрального искусства берут начало с Кызылорды, которая на тот момент была столицей Казахской АССР. В апреле 1925 года в Акмечети состоялся исторический V съезд Советов КазАССР, на котором народу было возвращено его историческое название «қазақ». На том же съезде был утвержден план перспективного развития экономики и культуры республики. В пункте 25-м этого плана говорилось о необходимости в ближайшее время открыть в новой столице профессиональный национальный театр.

Официальное открытие театра состоялось 13 января 1926 года большим концертом и постановкой третьего акта спектакля «Еңлік–Кебек». Постановка была осуществлена по одному из ранних произведений классика казахской литературы Мухтара Ауэзова, созданных на основе бытующей в народе легенды о трагической судьбе двух влюбленных. Выбор не был случайным. Это был первый спектакль на казахском языке. Его впервые поставили в 1917 году в родном ауле Абая Кунанбаева по случаю свадебных проводов внучки Абая Акыш. В качестве режиссера спектакля выступил сам автор пьесы М.Ауэзов, а роли исполнили внуки Абая и близкие родственники, причем в образах женщин выступили аульные джигиты. Написанная более ста лет назад пьеса и сегодня входит в репертуар многих известных театральных коллективов.

Театр возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891–1937 гг.). В его первую труппу вошли актеры Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибек Куанышбаев, Курманбек Джандарбеков, Елубай Умирзаков, Иса Байзаков, Амре Кашаубаев. Среди первых постановок молодого театра – пьесы «Красные соколы» Сакена Сейфуллина, «Аркалық батыр» Жумата Шанина, «Шаншар молда» Беимбета Майлина.

Кстати, профессиональный театр, открывшийся в Кызылорде, располагался в Доме кино на пересечении бывших улиц Ленина и Малькова, а его зрительный зал был рассчитан на 320 мест.

Каким должен быть казахский театр? Какой концепции должна быть подчинена его репертуарная политика? По этим вопросам высказывали свои мнения общественные деятели того времени. В октябре 1925 года была напечатана книга писателя Смагула Садуакасова «Ұлт театры» («Национальный театр»), в которой были определены пути развития театрального искусства в республике, место и роль театра в жизни общества. Как писал автор, чтобы читать книги, надо владеть грамотой. Искусство театра доступно каждому, кто может видеть и слышать. Театр – это живое искусство, которое обладает широкими возможностями. В следующем году в газете «Еңбекші қазақ» вышла статья писателя Мухтара Ауэзова «Жалпы театр өнері» («Общее искусство театра»), в которой автор отметил два пути, по которым должно развиваться театральное искусство. Первый путь – это передвижные театры, ориентированные на жителей сельских местностей и опирающиеся на национальные традиции. В их репертуаре должны преобладать национальные игры, произведения народного творчества (айтыс, сатира и другие), понятные и близкие неискушенной сельской публике. По второму пути должны развиваться городские театры, отражающие жизнь казахского общества.

Кызылорда стала центром национального искусства и культуры и именно отсюда начался путь в профессиональное искусство многих выдающихся актеров, музыкантов, писателей и поэтов. Здесь начинался творческий путь известных писателей Казахстана Калмахана Абдикадырова, Абдильды Тажибаева, Аскара Токмагамбетова. Здесь жили и создавали свои произведения писатели Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Николай Анов, поэт Ильяс Джансугуров.

Именно из Кызылорды певец и музыкант Амре Кашаубаев в составе этнографического ансамбля народов СССР выехал на гастроли в Париж. Как писали в то время европейские газеты, «играя всего на двух струнах домбры и извлекая из нее чистые и необыкновенные звуки, обладая сильным и долгим голосом, самородок из казахской степи ввел искушенную парижскую публику в восхищение, упоительно исполнил песни своего народа, способные хватать за самую душу». Об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца и назвали «золотым голосом степи».

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: