История казахского национального театра берет начало с Кызылорды. Сто лет назад, 13 января 2026 года, в Кзыл-Орде, столице Казахской АССР, состоялось официальное открытие первого казахского театра. Решение об этом было принято на V съезде Советов КазАССР, на котором народу вернули его исконное название «қазақ». Также на съезде был принят план перспективного развития экономики и культуры республики, в 25-м пункте которого было сказано о необходимости в ближайшее время открыть в новой столице профессиональный национальный театр.
Он начал работать в Доме кино на пересечении бывших улиц Ленина и Малькова. Его зрительный зал был рассчитан на 320 мест. До недавнего времени было принято считать, что занавес первого в истории казахов профессионального театра открылся постановкой третьего акта спектакля «Еңлік-
Кебек» классика казахской литературы Мухтара Ауэзова. Никак не умаляя достоинств выдающегося писателя, надо отметить, что тогда на самом деле восторженным зрителям новой столицы был представлен спектакль «Алтын сақина» («Золотое кольцо») по произведению видного деятеля партии «Алаш» Кошке Кеменгерова в постановке Серке Кожамкулова. Выбору этой пьесы способствовал директор театра Динше Адилов.
К.Кеменгеров – один из тех верных сынов казахского народа, имя которого незаслуженно предано забвению. Пламенный патриот, интеллектуал с разносторонними интересами и прогрессивными взглядами, он стал жертвой сталинских репрессий и был расстрелян в августе 1937 года в Омске.
По мнению научного сотрудника областного историко-краеведческого музея Асхата Сайлау, имя К.Кеменгерова было умышленно изъято из всех источников.
– Даже после смерти верные идеям «Алаша» истинные сыны казахского народа с их несгибаемой волей и страстной любовью к своей стране, внушали своим врагам страх. Советская власть сделала все, чтобы навсегда вычеркнуть их имена из народной памяти, стереть их наследие, – считает А.Сайлау.
Тем не менее, благодаря сохранившимся архивным данным и рассказам очевидцев тех печальных лет имена настоящих сынов Отечества сегодня возвращаются к нам.
Что касается спектакля «Еңлік-Кебек», то выдающееся произведение М.Ауэзова было действительно представлено в репертуаре первого казахского театра наряду с другими постановками. В целом, спектакли были посвящены таким темам, как становление Советской власти, быт и обычаи старого аула, дореволюционная жизнь казахского народа. Это «Красные соколы» Сакена Сейфуллина, «Қаракөз», «Бәйбіше-тоқал» М.Ауэзова, «Бракосочетание», «Хитрый мулла» Бейимбета Майлина, «Торсықбай», «Айдарбек», «Арқалык батыр» Жумата Шанина.
В те годы в печати выходили статьи, посвященные теме профессионального театрального искусства: «Каким должен быть казахский театр? Какой концепции должна быть подчинена его репертуарная политика?». По этим вопросам высказывали свои мнения общественные деятели того времени. В октябре 1925 года была напечатана книга Смагула Садуакасова «Ұлт театры» («Национальный театр»), в которой были определены пути развития театрального искусства в республике, место и роль театра в жизни общества. Как писал автор, чтобы читать книги, надо владеть грамотой. Искусство театра доступно каждому, кто может видеть и слышать. Театр – это живое искусство, которое обладает широкими возможностями. В следующем году в газете «Еңбекші қазақ» вышла статья М.Ауэзова «Жалпы театр өнері» («Общее искусство театра»), в которой автор отметил два пути, по которым должно развиваться театральное искусство. Первый – это передвижные театры, ориентированные на жителей сельских местностей и опирающиеся на национальные традиции. В их репертуаре должны преобладать национальные игры, произведения народного творчества (айтыс, сатира), понятные и близкие неискушенной сельской публике. По второму пути должны развиваться городские театры, отражающие жизнь казахского общества.
Как свидетельствуют архивные документы, в театре не было соответствующей материально-технической базы. Не хватало сценических костюмов, один и тот же наряд одевали поочередно несколько актеров. Предметы быта, необходимые для постановок, брали на время у местных жителей, не было пошивочных и бутафорных цехов, специалистов для изготовления декораций и реквизитов. Все работы на сцене во время постановок выполняли сами актеры. Тем не менее, за три года существования в Кзыл-Орде театр поставил более полусотни спектаклей.
В состав труппы первого профессионального театра вошли около трех десятков актеров, с именами которых связаны история и становление казахского кино и театрального искусства: актеры Елубай Омирзаков, Капан Бадыров, Серке Кожамкулов, Курманбек Жандарбеков, Амре Кашаубаев, Калибек Куанышбаев, Иса Байзаков, Абылка Абдуллин, певицы Шамсия Алибекова и Далила Онгарсынова, палуан и силач Кажымукан Мунайтпасов, Жанбике Шанина.
Первые большие гастроли казахского национального театра начались в мае 1926 года. Начавшись в Шымкенте и Туркестане, они завершились на Каркаралинской ярмарке. Труппа регулярно выступала и перед жителями аулов. Соединив несколько повозок, при свете керосиновой лампы, соорудив декорации на приспособленных шестах, актеры играли спектакли под открытым небом.
В июне 1928 года состоялись последние большие гастроли театра, после которых труппа не вернулась в Кзыл-Орду. Завершив гастроли в Алма-Ате, свой следующий театральный сезон артисты начали уже в новой столице.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА