Фото: Игорь ТИТЕНОК
Снимки сделаны в день открытия памятника 17 октября 2003 года
Земля Сыра издавна славится выдающимися личностями. Среди них немало людей, которые оставили след в искусстве и творческой жизни края. Это Аскар Токмагамбетов, Абдильда Тажибаев, Зейнулла Шукуров, Калтай Мухамеджанов, Абдижамил Нурпеисов и другие. Их имена знают все – от мала до велика, труды их известны и за пределами нашей страны.
В октябре 2003 года в Кызылорде в знак почтения и уважения прославленным землякам А. Тажибаеву, З. Шукурову и К. Мухамеджанову на улице Жахаева установили памятник «Три писателя». На торжественное открытие прибыли сын А. Тажибаева Рустем Тажибаев, дочь и сын К. Мухамеджанова Жамила и Абдибек Мухамеджановы, сын З. Шукурова Алпысбай Шукуров. Их до слез тронуло внимание земляков. Тогда в областном центре отмечали День города, праздник урожая, проводили сельскохозяйственную ярмарку. То есть размах торжества был тройным.
Автор скульптуры – талантливый художник и скульптор, тоже наш земляк Муратбай Умбетов. Писатели сидят за круглым столом в креслах, вероятно, беседуя о происходящих на малой родине событиях. Композиция расположена на невысоком постаменте, на площадке круглой формы диаметром 6,5 метра. Скульптуры классиков выполнены из бетона, памятник полностью окрашен в серебристый цвет. Он включен в предварительный список объектов историко-культурного наследия и находится под охраной государства.
О вкладе этих ярких личностей современности можно сказать многое. Своим неординарным талантом они уверенно вошли в мир поэзии и литературы и навсегда останутся в нем.
Около сорока поэм, сотни стихотворений и песен, многочисленные прозаические произведения, эссе, статьи и рецензии, написанные А. Тажибаевым, не утратили своей актуальности, остроты, востребованы и сегодня. Еще в конце 30-х годов прошлого столетия Мухтар Ауэзов, прочитав первые его произведения, отметил художественные особенности молодого поэта.
Писатель родился в Кызылорде в 1909 году. Воспитывался в детском интернате для детей-сирот, учился в семилетней школе в Шымкенте. Любовь к поэзии А. Тажибаеву привила мать будущего поэта Айманкуль. Она была одаренным акыном, принимала участие в айтысах.
О себе писатель заявил в 1927 году, когда было опубликовано его стихотворение в газете «Жұмысшы». В 1933 году вышел первый сборник стихов «Новый ритм». В следующие годы изданы сборники поэм и стихотворений «Оркестр», «Спасение», «Два мира», «Абыл», «От души» и другие. Отдельное место в творчестве А. Тажибаева занял образ Сырдарьи, со временем он превратил эту реку в некий символ. Большим событием для отечественной литературы стал сборник «Острова», знаменательный и для самого поэта.
Тажибаев не избегал острых, злободневных проблем. Тематика его произведений многообразна – революция, строительство новой жизни, прошлое народа, человеческие судьбы… Его творчество – воплощение казахской литературы.
Удивительна судьба аральского писателя Зейнуллы Шукурова, жизнь которого стала олицетворением мужества и стойкости. С восьми лет мальчик был прикован к постели и долгие годы проводил в больницах. Отец моряк не часто бывал дома, однако по возвращении много времени проводил с сыном, рассказывая легенды о славных батырах и акынах. Утешение мальчик нашел в книгах, за чтением он проводил долгие часы.
Первые небольшие стихи З. Шукурова напечатали в областной газете. В 1953 году журнал «Жұлдыз» публикует сборник стихов «Мои друзья», который привлек внимание казахских литераторов. В гости к Зейнулле приехал его кумир – А. Тажибаев. Эта встреча оставила неизгладимый след в его жизни. Опытный мастер доброжелательно отозвался о творчестве молодого поэта. Свои произведения аральский поэт посвящал несгибаемой воле и непреклонной жажде жизни, любви к природе, родному краю и людям. Работы Шукурова нашли живой отклик в сердцах читателей. Он был частым гостем жителей аулов, поселков, райцентров. Студенты и школьники любили его и часто приглашали на литературные вечера, в письмах читатели желали поэту новых замыслов и свершений.
В свет вышло около двадцати книг З. Шукурова, в том числе «Песня моря», «Аральская тетрадь», «Сердцу не прикажешь», «Костер». Выступал он и как прозаик. Его перу принадлежат сборник детских рассказов «Чудесный кувшин», повесть «Столкновение судеб» и сборник повестей «Вольное дыхание». Специальной литературной премией был отмечен роман «Трудный узел».
Яркий след в истории отечественной драматургии оставил Калтай Мухамеджанов. В памяти тех, кто его знал, он был человеком искрометного юмора и многогранного таланта. Писатель широкого масштаба, он сумел реализовать себя в самых разных жанрах – как художник-философ, драматург-новатор, киносценарист. Его произведения переведены на многие языки мира, спектакли по его пьесам идут на сценах мировых театров, собирая полные залы.
Известным и популярным драматургом К. Мухамеджанов стал в 60-70-е годы. Его первая комедия «Бөлтірік бөрік астында» («Волчонок под шапкой») была написана в 1958 году, через год ее поставили на сцене. Спектакль имел необычайный успех. На сценах многих театров республики и всегда при полном аншлаге шли спектакли по его пьесам «Құдағи келіпті» («Сваха приехала»), «Қуырдақ дайын» («Жаркое готово»), «Жат елде» («На чужбине»), «Өзіме де сол керек» («Так мне и надо»).
В кинематографии он известен как автор литературных сценариев «Айман – Шолпан» и «Шыңдағы шынар» (по мотивам неоконченного романа М. Ауэзова «Племя младое»).
Переводческой деятельностью Мухамеджанов начал заниматься со студенческой скамьи. Перевел романы таджикского писателя С. Айни «Рабы», узбекского писателя М. Айбека «Священная кровь», повести Ч. Айтматова «Материнское поле», «Тополек мой в красной косынке», «После сказки, или Белый пароход» и двенадцать драматических произведений. Многие годы своей жизни К.Мухамеджанов отдал переводу с арабского на казахский язык сказок «Тысячи и одной ночи».
Жители земли Сыра и всего Казахстана благодарны этим выдающимся личностям, в своих трудах воспевшим родной край и принесшим славу стране. В память о них не только в Кызылорде, во всех городах республики в живописных местах устанавливают памятники, бюсты, их именами называют улицы и объекты культуры.
Айжан ЖАРМАНОВА