Торговля на рельсах - «Кызылординские Вести»

Торговля на рельсах

10.01.2023

568 0

poezd1 2

Каждый из нас, кто хоть раз ездил в поезде, непременно встречался с продавцами товаров, далеко не всегда первой необходимости. Кто-то относился к ним нейтрально, другие покупали предлагаемое, а были и те, кто нервничал и требовал у проводников избавить их от надоевших торговцев, которые без конца шныряют по проходу вагона, доставляя дискомфорт пассажирам.

В конце прошлого года в беседе с человеком, который по роду своей деятельности занимается правами женщин, услышала, что в современном Казахстане для того, чтобы прокормить своих детей, дамам теперь не нужно торговать копченой рыбой и носками из верблюжьей шерсти в поездах (имелся в виду именно наш регион, этим и обусловлен перечень товаров). Речь шла о представительницах прекрасного пола, проживающих в поселках и городах, расположенных вдоль железной дороги. Теперь у них якобы масса других возможностей поправить свое финансовое положение и совсем иное восприятие современной действительности. И матери семейств в подавляющем большинстве стремятся развиваться, чтобы заложить прочный фундамент своего будущего финансового благополучия.

Звучало это очень убедительно. Как, впрочем, и многое, что приходится слышать в официальных беседах и ежеквартальных отчетах власть предержащих. Однако дорожная торговля по-прежнему существует, в чем легко может убедиться любой казахстанец, решивший совершить путешествие на поезде. Исключение составляют поезда «Тальго».

«Буду ездить, пока не запретят»

В этот раз выезд поезда со станции Кызыл­орда пришелся на поздний вечер. До утра в вагоне торговцев не было. За утренним чаепитием сосед по купе отметил, что видимо такой вид бизнеса в нашей стране изжил себя. Я, пользуясь своей «осведомленностью», озвучила все, что узнала на этот счет в предновогодней беседе с «компетентным» лицом.

Довольные собой и друг другом мы поговорили еще о том, что в сравнении с перестроечными годами в вагонах в лучшую сторону изменился сервис, а жизнь наша относительно того периода стабилизировалась. Поругали быстро растущие цены и медленно увеличивающиеся зарплаты. И вдруг, после остановки в Туркестане, торговцы появились. Они предлагали, как и прежде, наушники, зарядные устройства (в том числе пауэрбанки), одежду, парфюм непонятного разлива, бижутерию и косметику, канцелярские принадлежности, детские игрушки и прочие товары. Торговцы шли долгой вереницей из вагона в вагон сначала в одну сторону, а затем в другую. Вот так мы с моим попутчиком лишились своих иллюзий о том, что такой вид бизнеса в нашей стране канул в Лету.

Качество предлагаемых товаров, как впрочем и ранее, оставляло желать лучшего. Но некоторые пассажиры покупали, объясняя это тем, что на наших базарах продается такой же товар, только по более завышенным ценам.

Одна из женщин-торговок задержалась возле нашего купе. Меня разбирало любопытство, как и почему она занимается такой торговлей, насколько это выгодно и как вообще можно попасть в такой бизнес. Отвечала она поначалу неохотно. Но до станции оставалось еще достаточно времени, а всем известно, что ничто так не располагает к длительной и доверительной беседе, как совместная поездка в уютном купе с доброжелательными попутчиками.

Женщину звали Айгуль. По ее словам, муж у нее умер, четверых сыновей она воспитывает теперь одна.

– Когда был жив муж, я не работала, – вспоминает Айгуль. – Он был водителем, и, учитывая то, что в Туркестане всегда кипела торговля, его услуги всегда были востребованы. Когда младшему сыну было три года, муж попал в аварию. С тех пор наша жизнь кардинально изменилась. Родители – и мои, и мужа, умерли очень давно. У многочисленных родственников достаточно своих проблем. Предаваться грусти времени у меня не было – дети требовали любви, заботы и ухода.

Торговлей в поезде она занимается уже пятый год, таким образом зарабатывает себе на жизнь. И постепенно как-то все наладилось. Все пошло своим чередом – она начала строить жизнь с сыновьями с чистого листа.

По словам моей собеседницы, заняться такого рода торговлей, не имея знакомых в этой сфере, практически невозможно. Ведь нюансов очень много. И даже если купишь билет на поезд, в вагон тебя пустят, но торговать не разрешат. У них существует своя система оплаты проезда, договоров с проводниками и начальниками поезда. Естественно, что делиться тонкостями она не согласилась ни при каких условиях.

Раньше Айгуль вместе со своими компаньонками торговала наушниками, зарядными устройствами и другими принадлежностями для телефонов. Теперь такой товар плохо продается. Люди предпочитают покупать все это в специализированных магазинах с хотя бы минимальной гарантией. И даже несмотря на совсем уже бросовые цены без крайней нужды в дороге этого не покупают.

Зато домашняя женская одежда, детские принадлежности и игрушки «уходят» неплохо. Так что на жизнь, пусть и не богатую, заработать удается. И это довольно солидная прибавка к получаемым пособиям на детей по утере кормильца. После каждой поездки Айгуль старается побольше отложить из заработанных денег, чтобы в будущем дать хоть какое-то образование своим детям.

– Иногда приходится сутками не возвращаться домой, спать урывками на вокзалах в ожидании нужного поезда, – говорит женщина. – Но другого выхода для себя пока не вижу. Здесь хоть как-то устроилась, пока полностью не запретят торговлю, буду ездить, – уверена она.

О разных государственных программах, направленных на помощь начинающим предпринимателям, женщина и не слышала. По ее словам, в любом бизнесе нужен стартовый капитал и непременно поддержка представителей местной исполнительной власти. Рисковать с таким трудом заработанными небольшими накоплениями она боится. Ни в какие НПО ни за помощью, ни за разъяснениями она никогда не обращалась. Ее коллеги по торговле в поезде тоже. «Уж лучше синица в руках, чем журавль в небе», – считают они, и таким нелегким и по большому счету незаконным путем продолжают зарабатывать себе на жизнь.

Важно быть разборчивым

Копченая рыба – это своеобразный «хит продаж» в поездах, следующих мимо станций возле озера Балхаш и Аральского моря. Специально обмазанная растительным маслом лоснящаяся рыба, сильно пахнущая на весь вагон, очень докучает путешественникам. И нужно отметить, что в вагон таких продавцов запускать стали в разы меньше, поскольку пассажиры стали активнее требовать соблюдения своих прав. К тому же, снятое и выложенное в Интернет видео с такими торговцами в пассажирских вагонах грозит большими неприятностями проводнику и начальнику поезда.

Однако разного рода снедь предлагается пассажирам практически на каждой станции и далеко не всегда только в пристанционных ларьках, кафе и магазинах. Торговцы подбегают к каждому вагону и наперебой предлагают готовые блюда – манты, котлеты, картофельное пюре и многое другое. Конечно, человеку, заботящемуся о собственном здоровье, вряд ли придет в голову мысль купить что-нибудь из этой снеди. Но если бы не было спроса, давно бы иссякли и предложения.

Цены в вагонах-ресторанах довольно «кусачие», поэтому если человек не запасся провизией на дорогу, то и не брезгует купить на станциях более дешевую еду. Случаи отравлений различной степени тяжести наверняка встречались и не раз после таких обедов. Но никто ведь не разбирается в этих вопросах. Не было ни одного случая, широко освещаемого в прессе или в том же Интернете, чтобы пострадавший от такого перекуса пассажир искал продавшего ему некачественную еду продавца. Самому, наверное, стыдно – понимал же чем рискует. Да и продавцы вряд ли преследуют цель нанести урон здоровью.

Но как советовал наш проводник, лучше покупать что-то из провизии, которая имеет большой срок годности и упакована в заводских условиях, поскольку ему тоже «не улыбается» вызывать на последующих станциях машину скорой помощи к вагону.

Кстати, компетентные органы во избежание эксцессов тоже не советуют брать еду у незнакомых людей во время трапезы. Но наш менталитет просто не позволяет нам откушать самим, и не пригласить к дорожному дастархану своих попутчиков. Затем непременно завяжется увлекательная беседа, в которой каждый рассказывает что-то о себе, и незаметно промелькнут длинные часы дороги. Люди на время проникнутся симпатией и доверием, потом через пару часов выйдут на нужной станции и пойдут каждый своей дорогой, оставив совсем легкое и недолгое воспоминание о себе у попутчиков. А для проводников и торговцев начнется новый рабочий день.

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: