Тепло казахской земли - «Кызылординские Вести»

Тепло казахской земли

06.09.2025

12 0

photo 2025 09 05 11 30 33

Каждый год в Кызылорду приезжают делегации из Южной Кореи. Гости посещают наш город с целью больше узнать об истории депортации корейцев с Дальнего Востока, почтить память легендарного генерала Хон Бом До и просветителя, писателя Ге Бон У.

По прошествии долгих лет их подвиги не забыты. На кызылординской земле, где они прожили последние годы своей жизни, им установлены памятники.

photo 2025 09 05 11 30 35

На днях делегация министерства образования города Инчхон посетила наш город. Два дня гости ездили по местам, где остался корейский след. Это мемориальный комплекс, где установлены памятники Хон Бом До и Ге Бон У и музей этих героев, улицы, названные в их честь, дом, где жил Ге Бон У, Дом дружбы, памятник благодарности казахам от корейского народа, бывшее здание редакции газеты «Коре Ильбо» и другие объекты.

— Мы приехали за тысячи километров, чтобы увидеть места, где жили наши соотечественники в годы лишений, — говорит руководитель делегации Ким Гю Суб. — Я много изучал историю депортации корейцев, прежде чем отправиться в эту поездку. Уже пятое поколение коре сарам, этнических корейцев на постсоветском пространстве, живут в Казахстане, в том числе в Кызылорде. Мы увидели, как они здесь сохраняют свой язык и культуру.

photo 2025 09 05 11 30 37

В Доме дружбы на встрече с молодежью Кызылординской ассоциации корейцев гостям рассказали, как на нашей земле налажена культурная и научная связь между казахским и корейским народами. Пример тому – многочисленные плодотворные встречи между учеными, создание Высшей школы искусственного интеллекта и информатики на базе Кызылординского университета имени Коркыта ата. Здесь готовят кадры в области ИИ, кибербезопасности и информатики. Обучение идет по программам, разработанным совместно с Сеульским национальным университетом науки и технологий.

Казахстан сделал многое для того, чтобы корейцы не забыли свои обычаи, культуру, традиции, и имели возможность изучать свой язык. В регионе большое внимание уделяется укреплению межэтнической дружбы и согласия. Здесь устраивают фестиваль «Ариран», детские праздники и спортивные соревнования, ежегодные конкурсы национальной корейской кухни, корейский праздник Сольналь – Новый год по лунному календарю. Фестиваль «Арымдаун Хангуго» стимулирует изучение корейского языка. Действуют уникальный ансамбль «Самульнори», музыканты которого играют на корейских ударных инструментах, и вокальная группа «Кымсори».

Суровые годы

В низовьях Сырдарьи проживает более 800 тысяч человек. Свыше 90 процентов жителей – казахи. Есть также представители других этносов, чьи предки оказались здесь в суровые времена по разным трагическим обстоятельствам. Корейцев в 1937 году отправили в кызылординские степи.

— Кызылординская земля очень дорога нам, — говорит председатель общественного объединения «Ассоциация корейцев Казахстана» Елена Ан. — Мы гордимся, что на земле Сыра воздвигнут мемориальный комплекс Героев Кореи. В 2024 году в честь празднования 35-летия нашего объединения установлен памятник «Благодарность казахскому народу от корейцев Кызылординской области», ставший важным шагом на пути сохранения общей истории.

Согласно архивным данным, в область с 1937 года были депортированы 50 тысяч корейцев. До 1937 года в Приморье проживало 172 тысячи корейцев, было два национальных корейских района и 77 сельсоветов, около 400 корейских школ, педагогический техникум и пединститут, корейский театр, издавалось шесть журналов и семь газет на корейском языке. Но на основании постановления Совнаркома СССР они были депортированы. В основном, в Казахстан и Узбекистан. Предлог был совершенно нелепым — для пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край. Вывозили корейцев грузовыми поездами, в которых не было даже элементарных удобств, 11 тысяч человек умерли в пути. Как рассказывает кандидат исторических наук, руководитель центра «Ассамблея народа Казахстана» при областной АНК Айтжан Оразбаков, вначале в Кызылорду прибыло шесть тысяч человек, которых размещали по домам и квартирам местных жителей, в мечетях, школах, подсобных зданиях. Люди мучились от холода, не хватало дров, керосина. Депортация корейцев в область проходила в два этапа, общее число переселенных корейцев составило 50 тысяч. Через год корейцев из Кызылорды перевезли в Алма-Атинскую область. По данным переписи 1939 года, корейцев в Кызылординской области было уже
35 тысяч. Здесь создали 26 корейских колхозов.

Легендарный генерал

В память о корейской истории в Кызылорде построен мемориальный комплекс и музей Героев Кореи – Хон Бом До и Ге Бон У. Как рассказывают архивы и книги, Хон Бом До – борец за освобождение Кореи от японских оккупантов. В сентябре 1907 года он собрал армию борцов за справедливость, которая очень быстро окрепла и стала серьезной угрозой для японцев. Его отряды совершали дерзкие налеты на японские гарнизоны, за что генерала армии справедливости сами враги прозвали «летающим Хон Бом До». После аннексии Кореи Японией в 1910 году он переправился в Манчжурию, где создал целые антияпонские подразделения. За голову генерала японцы обещали очень высокое вознаграждение, но ему удавалось скрываться, а его отряды успешно сражались за независимость своей Родины. Преследуемый японцами, Хон Бом До в 1921 году бежал в Приморье, где вместе со своим отрядом сражался уже за установление советской власти.

В 1937 году его, как и других корейцев Дальнего Востока, депортировали в Казахстан. Судьба распорядилась так, что последние годы жизни генерал провел в Кызылорде, на казахской земле. Из Дальнего Востока в наш город вынужденно переехали разные организации культуры и образования: Дальневосточный корейский институт (не весь, два факультета) и редакция корейской газеты «Ленин кичи». Перебралась сюда и большая часть корейского театра. Было решено организовать разъездную театральную труппу, коллектив назвали «Колхозно-совхозный гастрольный корейский театр». В 1940 году он был преобразован в Кзыл-Ординский областной корейский музыкально-драматический театр 3-й категории. И вот в этом театре Хон Бом До стал работать сторожем, истопником. Жил один, семья его погибла еще в Корее. Однажды один из актеров корейского театра узнал в театральном стороже героя Хон Бом До. Так о нем узнали в городе.

Возраст у него уже был почтенный – за 70 лет. Но когда началась Великая Отечественная война, Хон Бом До пришел в городской военкомат, просился на фронт добровольцем. Ему отказали – герою тогда было 75 лет. Скончался генерал в Кызылорде 25 октября 1943 года, так и не дождавшись освобождения Родины от оккупации. В 1962 году ему посмертно присвоили «Орден основателей государства» 2-й степени, а в 2021 году – 1-й степени. В 2021 году в Кызылорде состоялась церемония передачи останков легендарного генерала Хон Бом До официальной делегации Кореи. Героя перезахоронили на национальном кладбище города Тэджон. И сейчас он наконец-то на родной земле.

Просветитель, историк, писатель

В Кызылорде есть улица, названная в честь корейского патриота — Ге Бон У. Это – литератор, лингвист, историк и писатель, активный участник антияпонского движения в Корее. Он родился в семье бедного крестьянина в одной из провинций Северной Кореи. Всю свою жизнь посвятил учительству и борьбе за независимость своей Родины, даже после того, как сначала эмигрировал в Китай, а затем отправился на учебу в Москву. Путь на родную землю ему был закрыт, поскольку там его ждала верная гибель. Ге Бон У остался на Дальнем Востоке, оттуда в 1937 году был депортирован в Кызылорду. Все это время он неустанно трудился: написал учебники по истории и географии Кореи, хрестоматию религиозных праздников, книгу для чтения «Красные дети», учебники корейской грамматики. Одновременно с этим на Дальнем Востоке он работал редактором молодежного корейского журнала «Новый человек» и преподавал. По прибытии в Кызылорду работал учителем корейского языка в средней школе им. ХХ-летия ВЛКСМ. А после того, как национальные школы были реорганизованы, полностью посвятил себя научно-творческой дея-
тельности. Ге Бон У является одним из родоначальников корейской советской литературы. Его произведения способствовали становлению и творческому росту советских писателей-корейцев. Но самое примечательное то, что, находясь вдали от Родины, он оставался истинным ее патриотом. И это было по достоинству оценено его народом. В 1995 году Ге Бон У был посмертно награжден правительством Республики Корея самой высокой наградой – орденом «Докниптян» (Независимость).

В Кызылорде до сих пор живут его потомки. Марина Ким – правнучка писателя. По ее словам, у Ге Бон У было четыре сына и дочь. В ее доме есть фотографии легендарного прадеда, она благодарна всем, кто сохранил память о нем.

— Мы часто участвуем во встречах с делегациями из Южной Кореи, — рассказывает М.Ким. — Люди приезжают за тысячи километров, чтобы узнать о прошлом наших героев. Хорошо, что в Кызылорде остался корейский след, память о той трагедии, которая не должна повториться. Ведь столько сломанных судеб было, смертей, разрухи, голода. Те суровые дни не должны быть забыты потомками.

Ге Хак Рим – четвертый сын Ге Бон У, который тоже стал писателем. Вот, что он написал в своей книге «Жизнь после жизни»: «О депортации корейцев написано достаточно много. Мне тогда было уже 11 лет, и я отлично помню сборы в дорогу. Мальчишке трудно было понять трагедию происходящего. Взрослые хлопотали, укладывали вещи, заготавливали продукты в дорогу. Вкусно пахло копченой свининой – резали поросят. А отец был хмурым и молчаливым. Снова ему предстоял путь в чужие дальние края, где неизвестно, что ожидало его семью. К этому времени дома нас оставалось четверо: родители, Ден Ним и я. Старшая сестра Хва Рим и брат Чан Рим жили в Чите, а старший брат Тха Рим учился в хабаровском Коммунистическом вузе. Помню долгую дорогу до Кызылорды. Мы ехали в самом первом эшелоне дней двадцать. Я на всю жизнь запомнил, как проезжали Байкал, величественную тайгу, казахстанские степи. С любопытством мы, мальчишки, носились по путям в тупиках на незнакомых станциях во время остановок, когда наши мамы прямо у вагонов на костерках готовили еду. Позже, уже взрослым, я узнал об эпидемии какой-то болезни, погубившей в дороге десятки малышей, о тревогах взрослых. Правда, были и сознательные коммунисты, которые считали, что партия отправляет их для оказания помощи в сельские районы Средней Азии. Нас поселили сначала в клубе работников просвещения, а потом мы сами рассеялись по частным домам, отец решил строить свое жилье. Помню маленький саманный домик по улице Джамбула в довоенной Кызылорде, где наша семья в очередной раз начинала жизнь заново. В стареньком здании инфекционной больницы, стоявшей на месте нынешней обувной фабрики, начались занятия корейской школы, где я, пятиклассник, снова учился родному языку под строгим присмотром отца-учителя. Я был в те годы мальчишкой 11-12 лет. Конечно, в моем возрасте трудно было понять и оценить отца, как личность, педагога и ученого».

Символ дружбы народов

В Кызылорде в 2024 году появился уникальный памятник «Благодарность казахскому народу от корейцев Кызылординской области». Его воздвигли благодаря спонсору, бывшей кызылординке, ныне жительнице Москвы Людмиле Сим.

— В тяжелые годы голода, репрессий и коллективизации в Казахстане сложилась крайне тяжелая ситуация, из-за которой многие люди уезжали в другие края, — говорит Елена Ан. — Тем не менее, когда на казахскую землю прибыли эшелоны с депортированными народами, всегда находились те, кто с теплотой и состраданием принимал переселенцев в своих домах. В 1937 году наши предки были высланы из Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан. Местное население помогло им выжить и строить новую жизнь. С тех времен прошло немало лет, но память о той страшной трагедии жива. Мы, потомки тех людей, и живем в свободное время, в независимой стране, которую считаем своей Родиной. Памятник, установленный в Кызылорде, является символом дружбы между нашими народами.

Кызылординская земля особо дорога корейцам В страшные годы сталинских репрессий она стала для них родным домом. Потомки людей, в одночасье лишенных своей Родины, зажгли свои очаги в бескрайних казахских степях. Пусть они никогда не погаснут, а добрый союз всех этносов, живущих в Казахстане, становится всё крепче и остаётся на века.

Мира Жакибаева

Читайте также: