Имя Хусейна Амир-Темира вряд ли нуждается в представлении. Более полувека он был бессменным художественным руководителем главного театра Кызылординской области – казахского академического музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, который считается одним из старейших в республике.
Его вклад в развитие театрального искусства Приаралья был оценен по заслугам – Почетный гражданин Кызылординской области, заслуженный деятель Казахстана, награжден орденом «Құрмет», медалью «Ерен еңбегі үшін». Несмотря на серьезный возраст – недавно отметил свое 85-летие – он полон сил, энергии, творческих замыслов.
Наша газета не раз публиковала большие и развернутые интервью с мэтром. В одном из них, состоявшемся в связи с присуждением театру имени Н.Бекежанова статуса академического, он говорил об этом с большой гордостью и восхищением. Вряд ли кто сомневался в том, что особая заслуга в этом самого Х.Амир-Темира, его талант режиссера и руководителя. Ведь именно его трудами и стараниями возник творческий союз единомышленников. Репертуар театра обогатился новыми постановками, благодаря удачным режиссерским решениям сформировался особый творческий стиль и почерк труппы.
Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, Хусейн ага с большой теплотой вспоминает годы учебы, своих наставников от искусства, благословивших его путь творчества, друзей и коллег.
На пути служения Мельпомене
Так вышло, что первые шаги он сделал на сцене Карагандинского театра. За два года сблизился с коллективом, сумел понять и проникнуться особой атмосферой мира сцены, обрел новых друзей. И даже сумел обучить в только открывшейся при театре студии 12 молодых актеров. Кстати, Хусейн ага не без гордости сообщил, что один из них – Тилектес Мейрамов – сегодня профессор, народный артист Казахстана, актер столичного театра имени Калибека Куанышбаева.
Вняв настойчивым просьбам стареющих родителей, которые просили его вернуться в родные края, в 1967 году Х.Амир-Темир приехал в Кызылорду и был принят актером в театр имени Н.Бекежанова.
С этим периодом совпало и одно из самых важных событий в личной жизни актера. Он встретил любовь всей своей жизни – актрису театра имени Н.Бекежанова Алию Арысбаеву. Она тогда была в академическом отпуске по состоянию здоровья, и молодожены на семейном совете решили продолжить учебу. Она уехала в Алма-Ату заканчивать институт, он – в Москву, где поступил на высшие режиссерские курсы ГИТИСа в мастерскую Андрея Гончарова. Основоположник театральной педагогики, выдающийся кинорежиссер А.Гончаров стал наставником многих известных режиссеров и актеров, воспитал целую плеяду подлинных мастеров сцены.
– Учеба в самом авторитетном театральном вузе страны Советов стала для меня большой школой, – признался Х.Амир-Темир. – В мастерской Николая Горчакова, профессионала высокого класса, я получил возможность наблюдать за игрой известных российских актеров Татьяны Дорониной, отца и сына Лазаревых, Армена Джигарханяна, Натальи Гундаревой и других. Бывая со своим театром на гастролях, Горчаков брал с собой нас, своих учеников, что дало нам очень многое в плане профессионального роста.
По возвращении в Кызылорду в 1974 году молодому режиссеру предложили должность главного режиссера родного театра. Это были годы, полные творческих замыслов, молодой неуемной энергии. Наряду с произведениями отечественных драматургов, он осуществил постановки лучших произведений зарубежных и русских классиков: «Король Лир» У.Шекспира, «Три сестры» А.П.Чехова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Неоднократно становился лауреатом Всесоюзных фестивалей – за спектакль «Коварство и любовь» Шиллера и «Святая святых» Друцэ. Новелла «Ты победил меня, Сырым» завоевала второе место в открытом конкурсе Государственного комитета Совета министров Казахской ССР по телевидению и радиопрограммам. В 1989 году на студии «Казахфильм» по его сценарию был снят документальный фильм «Аламесектен көтерілген ауыл».
Не всегда в жизни все складывается так, как мы этого хотим. Порой досадные недоразумения, непонимание, а иногда обычная зависть, что нередкость в творческой среде, могут внести в обычное ее течение свои коррективы. Были в жизни нашего героя и разногласия, несовпадения во мнении. Именно по этой причине в 1980-е годы из-за творческих конфликтов в коллективе он ушел из театра вместе с директором учреждения Шайтурсыном Абдибаевым. Несколько лет работал на телевидении, затем уехал в Талдыкорган, где был главным режиссером местного театра. С 1992 года работал главным режиссером Алматинского областного театра имени Бикен Римовой. Под руководством Х.Амир-Темира талдыкорганский театр трижды становился лауреатом республиканских фестивалей, а сам он был отмечен в номинациях «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».
Вернулся в родной театр в 2003 году после десятилетнего перерыва по приглашению руководства области. Х.Амир-Темира назначили главным режиссером. Были и трудности.
– В первую очередь, они были связаны с кадровыми вопросами. В театре застал всего пятерых-шестерых именитых актеров – Серика Шотикова, Алмагуль Артыкбаеву, Бакытбека Алпысбаева с Камилей Абжановой, остальные – «зеленая» молодежь со средним образованием. В тот год на республиканском уровне отмечалось 200-летие Махамбета Утемисова. Было принято решение выступить на фестивале с новой постановкой, ставить старые не хотелось. Времени было в обрез, нужен был новый сценарий. И тогда связался со своим давним приятелем драматургом Такеном Алипбаевым. Представил план, свое видение сценария. Тот разводит руками – виданое ли дело, написать сценарий за неделю. Но все получилось. Скоро сценарий был готов, принялись за работу. Многие не верили, что за такой короткий срок удастся создать что-то серьезное, тем более не верили в успех спектакля на фестивале, – вспоминает режиссер.
Тем не менее успех превзошел ожидания. В результате сплоченной работы коллектива, актерского состава спектакль «Исатайдың барында» вступил в конкуренцию с известными и признанными в республике театральными труппами и получил второе место. Это была первая большая победа коллектива после долгого перерыва.
Коллективное искусство
Театр – искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. «Драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль», – сказал теоретик и реформатор театрального искусства Константин Станиславский. И для Х.Амир-Темира как руководителя труппы главной задачей стало сплотить коллектив в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра.
– В первые годы независимости одной из главных задач стало обновление репертуара, – отметил режиссер. – Решил объединить два произведения и на основе драмы Ж.Аймаутова «Канапья-Шарбану» и комедии Б.Майлина «Талтаңбай» поставил трагифарс «Аласапыран». На следующий год на фестивале в Костанае спектакль также получил второе место.
В 2005 году, в год 50-летнего юбилея театра, в Кызылорде состоялся республиканский театральный фестиваль. Было решено поставить бессмертное произведение Шекспира «Макбет». Спектакль требовал серьезной подготовки, большого творческого напряжения, ведь воплотить на сцене классику мировой драматургии – задача не из легких, но актеры справились блестяще, спектакль удался и был тепло встречен публикой.
Одна судьба
К 60-летнему юбилею музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова по сценарию режиссера Халилы Омарова был снят документальный фильм «Две жизни на одной сцене», посвященный известным супругам-актерам Хусейну Амир-Темиру и Алие Арысбаевой. Фильм повествует о профессиональном и супружеском союзе двух творческих людей, для которых главное в жизни – это служение искусству и выбранной профессии. «Это две величины, сумевшие по жизни пронести творческий союз. Алия была великолепной актрисой с тонкой душой и добрым сердцем. Она блистательно выступала на сцене, каждую роль переживала, как свою, личную», – говорят об А.Арысбаевой ее друзья и коллеги.
Вспоминает режиссер одну из своих интересных работ – спектакль «Король Лир», в котором одну из главных ролей воплотила на сцене Алия.
– Корделию, младшую дочь короля Лира, сыграла моя супруга, – рассказывает Х.Амир-Темир. – Роль долго не давалась. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алматы на съемках кинофильма. Она работала над ролью долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии. «Король Лир» – это жемчужина мировой классики, которая не утратила своей актуальности с течением времени: взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья – это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких.
Спектакль удался. На республиканском конкурсе постановок по классическим произведениям в 1977 году спектакль получил диплом III степени.
Талантливая актриса А.Арысбаева стала известна и работами в кино. На киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова она участвовала в съемке новеллы «Хлеб». Некоторые эпизоды снимались в Кызылординской области. А.Арысбаева воплотила в театре и в кино немало ролей: Алиман в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Корделия в «Короле Лире» Уильяма Шекспира, Айгуль в «Стране Айгуль» Мустая Карима, Айшахан в комедии «Сноха» каракалпакского писателя Кенесбая Рахманова, Мария в «Святая святых» Иона Друцэ.
Гастроли, гастроли…
Постановки театра имени Н.Бекежанова всегда удостаиваются положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей. Его спектакли завоевали призовые места на фестивалях искусства республиканского, международного уровней. Коллектив не раз представлял театральное искусство Казахстана за рубежом. В 2005 году принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани (Татарстан) с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймауытова и Беимбета Майлина, в 2012 году – в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара.
В апреле 2015 года коллектив театра побывал с гастролями в Лондоне (Англия). По инициативе члена палаты лордов Великобритании Алисон Сати и при содействии акимата Астаны в столице встретились театральные труппы из Англии, России и Казахстана, чтобы показать спектакль «Транзитный пассажир» по пьесе Дулата Исабекова «Две встречи в старом доме» на английском, казахском и русском языках.
В 2016 году кызылординский театр принял участие в Днях культуры Казахстана в Азербайджане, приуроченных к 25-летию установления дипломатических отношений Казахстана со странами дальнего и ближнего зарубежья. Наш театр представил спектакль по пьесе азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе.
Со спектаклем «Ақбаян» театр выступал на международном фестивале «Фриндж» в городе Эдинбурге в Англии. По мнению режиссера, гастроли – это неотъемлемая часть деятельности любого театрального коллектива. Это не только возможность творческого обмена, но и новые впечатления, уникальный, ни с чем не сравнимый опыт.
– Я всегда старался быть честным перед зрителем. Вся моя жизнь неразрывно связана с театром, с каждым спектаклем я рождаюсь заново, – говорит мэтр.
И сегодня Х.Амир-Темир полон новых идей и замыслов и готов воплотить их на сцене.
Жанна Балмаганбетова