Тайный смысл цифр - «Кызылординские Вести»

Тайный смысл цифр

29.10.2022

1167 0

10 3

Казахи издревле придавали большое значение символике цифр. Так, например, особым смыслом наделялись числа три, семь, девять, двенадцать, сорок. Отсюда «жеті ата» – знание каждым казахом своих предков до семи колен, «жеті қазына» – семь сокровищ и «жеті ру» – название рода.  Свод законов хана Тауке XV века, разработанный биями трех жузов при его непосредственном участии, был назван «Жеті жарғы» – Семь установлений. Умершего поминали каждые семь дней – «жетілік», пекли семь поминальных лепешек – «жеті шелпек». Примеров можно привести сколько угодно.

Особое значение придавалось числу девять. Например, существует обычай, согласно которому родственники молодоженов обмениваются подарками, каждый из которых состоит из девяти предметов. Так и говорят: «бір тоғыз», «екі тоғыз», «үш тоғыз» и так далее.    

Сакральный смысл придавали числу 40. Считалось, что 40 лет для мужчины – это пора возмужания. Появление новой жизни и уход в мир иной также связаны с этой цифрой – на сороковой день после смерти справляются поминки по усопшему, по случаю исполнения ребенку 40 дней проводится обряд «қырқынан шығару».  Старинный обряд свято соблюдают во всех казахских семьях по сей день.

По древнему поверью, до 40 дней новорожденного нельзя было показывать посторонним, да и молодой матери не следовало посещать родственников или знакомых. Вообще, до 40 дней новорожденного не воспринимали как полноценного ребенка, называли «шақалақ». Его даже не положено было целовать. Что интересно, обряд в отношении мальчика проводят на 37 или 38-й день после рождения – считается, что в этом случае ему придется меньше тратиться на калым – выкуп невесты. Соответственно, сороковины девочки проводят на 41-43-й день после рождения, чтобы калым за нее был больше.

– Этот обычай не лишен глубокого смысла, имеет не только  философское, но и научное обоснование. Так, например, после 40 дней малыш начинает держать головку, слышать звуки. Отличать от других домочадцев маму он тоже начинает приблизительно в этот же период. В доме, где появился новорожденный, до 40 дней в ночное время до самого рассвета горела лампа или светильник. По древнему поверью, огонь защищал от потусторонних сил. Но если вдуматься, действительно, в помещении, где находится малыш, свет необходим – ребенка надо часто кормить, менять пеленки или подгузники, да и потом, малыш может просто испугаться темноты, – считает Манат Оразбайкызы.

В прошлом педагог, Манат апа сейчас на заслуженном отдыхе. Она всю жизнь проработала учителем начальных классов в родном ауле имени Н.Ильясова Сырдарьинского района и научила «буквы разные писать, по слогам слова читать» не одно поколение своих односельчан.

Человек активный и деятельный, она и сейчас находится в гуще событий. И даже поет на сцене – в составе ансамбля бабушек «Ақ әжелер» при местном Доме культуры принимает участие в концертах не только в ауле, но и на уровне района.

Конечно, без любимой бабушки не обходится ни одно значимое событие в жизни детей и внуков. Вместе с мужем Кенжебеком Анапияевым воспитали пятеро детей, имеют 17 внуков. В семье неуклонно соблюдают все традиции и обычаи. Хотя надо признать, в разных регионах Казахстана они имеют свои особенности. 

Манат апа рассказала о том, как в наших краях бабушки справляют праздник, связанный с сороковинами ребенка. По традиции, в нем участвуют только женщины и дети, мужчин не приглашают. К празднику готовятся загодя, накануне режут барана или овцу, предназначенную для этого события. В заранее подготовленный таз для купания ребенка (раньше он должен был быть из серебра) кладут монеты или украшения. В посуду необходимо налить 40 ложек воды. Каждая из женщин, наливая воду, выговаривает вслух свое пожелание ребенку. Они желают ему быть счастливым, богатым,  умным, щедрым, добиться высот и тому подобное. Сам обряд купания предоставляют самой уважаемой и старшей из присутствующих. Причем, вода должна коснуться всех частей тела ребенка, что очень важно. Наши предки считали, что на тех местах на теле, которых не коснулась вода, могут появиться разные болячки. Выкупав малыша, его заворачивают в одеяльце и отдают матери, а старшая из женщин достает монеты или украшения и делит их поровну между всеми участницами события.

Ребенку стригут ногти, волосы, которые называют «кіндік шаш». Причем не менее важно, кто будет все эти действия выполнять. Обычно, поручают не весть кому, а уважаемым и достойным. Ногти и волосы выбрасывать нельзя, их заворачивают в тряпочку и вешают в изголовье колыбели – «бесік». Первую сорочку новорожденного – «ит көйлек» – заворачивали вместе со сладостями – конфетами, куртом, иримшиком в платок и привязывали к шее собаки. Детвора ловила собаку и забирала сладости. Самому бойкому и быстроногому из детишек потом давали разрезать путы ребенку, когда он начинал делать первые шаги. Но как считает Манат апа, этот обычай ныне ушел в прошлое.

– Ну, разве будет нынешняя детвора бегать за собакой, чтобы забрать  узелок с горстью конфет, – говорит она.

Раньше существовал обычай, когда «ит көйлек» отдавали отцу ребенка, который брал его с собой в длительные походы. Считалось, что это оберег, который спасет его в момент опасности. Есть и такая примета, когда первую сорочку новорожденного отдают бездетной женщине, которая не может родить ребенка. Впрочем, этот обычай жив и поныне.

Особое место среди гостей отводилось бабушке и другим родственникам со стороны матери ребенка. Их сажали на самое почетное место, оказывая внимание и все знаки уважения. Впрочем, особая роль возлагалась и на них. Бабушка привозила целый сундук с приданым для ребенка, в котором должна быть одежда для малыша вплоть до годовалого возраста, одеяльца и другие необходимые для ребенка вещи.

– В современных семьях и поныне чтят и выполняют обряды, связанные с важными этапами в семейной жизни. Конечно, многие из них, претерпев немало изменений, адаптировались к современным условиям. Но тем не менее все они являются свидетельством богатой и самобытной культуры нашего народа, – считает Манат апа.  

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: