Тайный код казахского узора - «Кызылординские Вести»

Тайный код казахского узора

05.11.2022

1676 0

tajnyj kod kazahskogo uzora

У каждого народа есть свои узоры или орнаменты с неповторимыми, присущими только ему чертами. В переводе с латинского орнамент означает «украшение, узор», он берет начало с глубокой древности и, как считают ученые, старше всех существующих в мире произведений искусства.

Пример тому – знаменитые наскальные рисунки Тамгалы в Чу-Илийских горах под Алматы, ученые относят их предположительно к XIV-XII векам до нашей эры. К еще более позднему периоду относятся петроглифы урочища Сауыскандык. Выбитые на скалах различными методами и приемами рисунки и узоры свидетельствуют о существовании у наших предков уже в далекой древности орнаментального искусства.          

Присутствуя в самых разных сферах жизни, узоры служили украшением «бесика» – колыбели младенца, потом – его первой рубашки, а с наступлением периода взросления мастерицы украшали орнаментом свадебные наряды жениха и невесты. Узоры украшали юрты, корпе и покрывала, бытовую утварь и одежду, оружие – словом, все, что окружало человека.      Но не только красивым элементом декора был орнамент. Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Ими украшали детали убранства лошади, которые, как считалось у степного народа, принесут всаднику удачу, а коню – быстроту и неутомимость. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь, кораллы олицетворяли радость, жемчуг или серебро – честность и правдивость, бирюза – верность, прозрачный топаз – чистоту.

Степняки особое внимание уделяли цветам: синий символизировал небо, черный – землю, желтый – мудрость, зеленый – весну. Синий цвет ассоциировался со святостью. Синий и зеленый цвета на всех тюркских языках называют одним словом – «көк». Каждый цвет казахи наделяли сакральным смыслом: белый – святость и чистота, красный – заря и цветение, зеленый – цвет лета и полноты чувств.

Язык тысячелетий

Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой и смыслом. А между тем в них скрыт глубокий сакральный смысл. Первые орнаменты появились в глубокой древности как элемент родового знака – «таңба», который у разного рода был свой. Тамга – знак родовой принадлежности – у тюркских народов передавался по наследству. Его также использовали для клеймения скота – «таңба» или «ен салу», тем самым обозначая их принадлежность. Традиция клеймить домашних животных была обусловлена образом жизни кочевого народа, основное имущество которого составлял скот, который пасся на бескрайних пастбищах. Принадлежащие разным семьям сотни и тысячи голов скота смешивались друг с другом и только при помощи тамги можно было определить его хозяина.

Найденные в результате археологических раскопок предметы быта свидетельствуют о том, что в виде тамги выступали простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, иногда изображения птиц, животных и другие. Особое значение в казахском орнаменте придавалось треугольнику как символу трех стихий: воды, земли и воздуха.

Населявшие бескрайние степи древние саки, гунны, уйсуни, канглы, карлуки проповедовали тенгрианство и поклонялись верховному божеству, связанному с культом солнца – «тенгри» («тәңір»). Космогонические мотивы казахского орнамента, универсальные для многих народов мира, ученые считают наиболее древними. Это «дөңгелек» – круг, символизирующий солнце, «төртқұлақ» – крестовина, означающая четыре стороны света, «шимай» – спираль, олицетворяющая со времен древних саков мировое пространство и вечное движение, а также «жұлдыз» – звезда и «айшық» – полумесяц.

Один из наиболее часто применяемых видов орнамента – зооморфный. Распространённый его элемент «қошқармүйіз» – бараньи рога – символизируют достаток и благополучие, далее идут его производные и модификации: «қосмүйіз» – парные рога, «сыңармүйіз» – один рог. Для кочевников баран – тотемное животное, символ благодати и жизненной энергии. Придавая животным особое значение и смысл, они считали его наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Этим объясняется то, что часто именно этот вид животного выбирали в качестве жертвенного скота.

Часто применялись также такие узоры, как «қарға-тұяқ» – воронья лапка, «аша-тұяқ» – раздвоенное копыто, «құсмұрын» – птичий клюв, «құсқанат» – птичье крыло, «түйетабан» – верблюжий след. Их чаще всего использовали для украшения одежды. Значение их уходит корнями в глубь веков, в историю сакских племен, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля. Так, например, орнамент «түйетабан» означал, что одежда сшита для дальней дороги; вещи с узорами «құсмұрын», «құсқанат» – пожелание счастья, свободы и независимости. Девушки и теперь носят «құсмұрынжүзік» – кольца в форме птичьего клюва и «шынжырлыбілезік» – браслеты на цепочке, где кольцо – это «птичий клюв», браслет – «птичье крыло».

Использовались еще узоры «бөрiкұлақ» – волчьи уши, которые чаще использовали в ювелирных изделиях и тиснении по коже. Узоры в виде розетки «тұлпар бас»– голова скакуна и «түлкi бас»– лисья голова использовали при изготовлении «тұскиізов» – настенных войлочных ковров.

Наши далекие предки считали, что одежда может защитить их от воздействия таинственного и опасного мира и потому орнаментом украшались самые «уязвимые» участки одежды – горловина, низ рукавов и подол, места соединения деталей.

В орнаментах использовались и растительные мотивы. В древнем мире травам и цветам уделялось особое внимание – они служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Цветки и их переплетения раскрывали понятия единства, развития и взаимосвязи. С растительно-цветочными мотивами связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Цветы (жауқазын), листья и соцветия послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские узоры, которые применялись на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.

У казахов орнамент, отражая художественное видение окружающего мира, имел конкретное значение: при росписи войлока применяли узор «балдақ», который напоминал перевернутую ручку костыля. Возможно, он связан с традицией соколиной охоты. При выезде на охоту использовали «балдақ» – подставку в виде рогатки, предназначенную для транспортировки ловчей птицы – беркута, балобана, сокола. Кстати, от слова «балдақ» произошло русское слово «набалдашник». Узор «балта» напоминал букву «Г» и отождествлялся с топором, «мөр» – равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света, «қаңқа» напоминал хребет животного и использовался для украшения вязаных вещей и предметов домашнего обихода.

Следуя традициям предков

Жительница Шиели Каныкуль Беденкулова занимается изготовлением убранства казахских юрт. После выхода на пенсию она посвятила себя любимому занятию – рукоделию. Изготовленные ее руками элементы декора юрт прочны и долговечны, завораживают взгляд красотой и изысканностью. Они пользуются спросом не только в родном поселке, но и во всей области.
Мастерица изготовила не один десяток войлочных панно, коржынов, аксессуаров. По ее словам, орнамент никогда не может быть хаотичным, в нем все подчинено строгой симметрии.

Рукодельница принимала участие в различных выставках прикладного искусства. В 2016-2017 годах она сотрудничала с ООН, изготовленная ею юрта выставлялась в Астане на международной специализированной выставке ЭКСПО и получила признание ценителей искусства. В 2017 году К.Беденкулова провела мастер-класс на XIV международном форуме сотрудничества между Казахстаном и Россией.

Она с завидным энтузиазмом возрождает традиционную технику казахского национально-прикладного искусства. К непростому ремеслу, требующему терпения и усидчивости, привлекла и свою дочь Майю. Каныкуль апа создает настоящие произведения искусства. Но работает она не только ради денег. Ее цель – сохранить древнее ремесло и научить ему подрастающее поколение.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: