В Жанакорганском районе под государственной охраной сегодня находятся 45 памятников истории и культуры. Один из них – средневековый мавзолей Кок-Кесене, расположенный на территории аула Кожамберди Жанакорганского района, в окрестностях древнего городища Сыганак.
По одной из версий, которую поддерживал известный казахстанский ученый-археолог Карл Байпаков, Кок-Кесене стал усыпальницей хана Абулхаира из династии шейбанидов. Шейбанидский хронист Рузбихан сообщал, что Шейбани хан, внук Абулхаир хана, неоднократно посещал мавзолей деда, описывал следующим образом: «…Озаренная светом гробница и пречистая могила его величества хана мира, хакана времени Абу-л-Хайр-хана, да осветит Аллах его доказательства, расположена вне города Сыгнака, и зодчий высоких помыслов нашего ханского величества построил над могилой доброго деда очень высокое здание…».
В 1901 году здание мавзолея, к тому времени уже полуразрушенное, было обследовано археологической экспедицией российского исследователя Василия Каллаура. Участники экспедиции переписали имевшиеся на стенах здания надписи, однако впоследствии эти материалы так и не были опубликованы. Другое описание Кок-Кесене было составлено хранителем Оренбургского историко-археологического музея Иосифом Кастанье в работе «Надгробные сооружения киргизских степей».
В 1927 году руины мавзолея обследовали участники экспедиции, которую возглавлял археолог Александр Якубовский. Они обнаружили устой портала южной арки и фрагменты стен здания. Удалось также установить планировку мавзолея. Постройка портального типа, сложенная из кирпича, обладала квадратной формой и увенчивалась коническим куполом. Форма купола была выполнена с переходом от квадрата к восьмиграннику и далее к шестнадцатиграннику. Купол покрывала роспись арабскими надписями по голубой поливе. Стены также были покрыты поливой, главным образом, голубого, синего и белого цветов. Часть стен украшала изразцовая мозаика из вставок голубого, белого, синего, жёлтого и красного цветов.
«Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам теши, как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов, – писал А.Якубовский. – Полива на них очень высокого качества. Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них… Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки. Наконец, на поверхности найден и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Кок-Кесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой».
В оформлении стен использовался резной неполивной кирпич из терракоты. Внутри мавзолея были обнаружены две гробницы: непосредственно под сводами и в подвальной части. По древним сказаниям, в мавзолее Кок-Кесене захоронена супруга Алпамыса батыра Гульбаршын. В ряде источников говорится о том, что ее отец бай Кармыс правил в древнем городе Озгенте, который находился вблизи современного одноименного села на территории Жанакорганского района.
За многие века под действием ветра и осадков стены мавзолея сравнялись с землей. Писатель Беимбет Майлин оставил подробные описания мавзолея Кок-Кесене. В своей статье «Культурное наследие», опубликованной в газете «Еңбекші қазақ», он высказал мнение о том, что этот памятник нужно защитить. Немало сведений об этом мавзолее оставил известный казахский журналист и писатель Адырбек Сопыбеков, который, к слову, сам был родом из Жанакоргана. В книге об истории района «Обновленный Жанакорган» он упоминал Баршынкент, о котором говорилось в трудах академика Алькея Маргулана.
Во многих исследованиях отмечается, что Баршынкент располагался на правом берегу Сырдарьи. Некоторые утверждают, что и мавзолей Кок-Кесене находился неподалеку. Эти рассказы, похоже, близки к истине. Интересные для молодого поколения сведения о мавзолее оставил местный житель Сейдан Нурлыбеков. Он многое рассказал односельчанам из того, что видел своими глазами. В 1930-е годы село Кожамберди называлось Кандыарал. С.Нурлыбеков в то время учился в начальной школе, учитель по имени Айтмухан часто водил учеников к мавзолею Кок-Кесене.
– Исторические места открывают нам интересные тайны. Запомнился один рассказ учителя. Когда мавзолей еще не разрушился, в ночное время от него исходило свечение. Там не было сторожа, так откуда шел свет? Оказывается, была причина – в кирпичи для строительства мавзолея добавили химические вещества, – рассказывал Сейдан ага.
И это похоже на правду, об этом также писали ученые А.Якубовский и В.Каллаур. По их мнению, в кирпичи добавили зеленый малахит и азурит, а также другие вещества, которые в ночное время дают свечение.
Безусловно, Кок-Кесене хранит еще немало тайн и, чтобы их разгадать, предстоит еще большая и кропотливая работа. И лишь тогда можно говорить о восстановлении мавзолея по сохранившимся эскизам.
Марат КЕНЕС