Куйгентай — одна из сопок в горах Каратау, полная неразгаданных тайн. О ней писали известные в прошлом поэты, писатели. Пишут о сопке и сегодня.
Местный поэт Жусип Кыдыров в своей книге «Жұлдыздарға жол» пишет: «Эти места называют Куйгентай, потому что здесь обитает птица Куйгентай». «Гора была названа Куйгентау, так как она когда-то сгорела, а позднее получила название Куйгентай», – пишет Адырбек Сопыбеков. Куйгентай ценится древними петроглифами, высеченными на камнях. В статье журналиста Ержана Байтилеса «Қатпар-қатпар Қаратау» можно встретить следующие строки: «Здесь изображен верблюд, а рядом два льва. Между верблюдом и львами виден силуэт человека с мечом или палкой в руках. Видимо, это человек, защищающий верблюда от львов. В другом месте изображена горная коза, играющая в скалах».
Что может означать это изображение? У историков множество версий о значении этих знаков. С этим местом связано много легенд. Например, ныне покойный ветеран Великой Отечественной войны Аблазим Абылов рассказывал о том, что в этих местах когда-то жил известный казахский бий Байболат. По словам аксакала, Байболат был очень умным, красноречивым и богатым человеком. Но с приходом советской власти для него, его детей и родных наступили «черные» дни. Их стали преследовать как кулаков, допрашивали родных, а некоторых даже приговорили к смертной казни и расстреляли. И тогда Байболат спрятал свое богатство, состоящее из шести сундуков с золотом в сопке Куйгентай и уехал с единственным уцелевшим внуком за горы. Перед смертью он оставил загадку для своих потомков, чтобы они нашли это сокровище в спокойное время. Байболат сказал: «В один из вечеров свет от источника в Куйгентай будет падать на знак на камне. Свет от этого знака осветит мечеть, а свет с купола мечети покажет место моего богатства».
Когда потомки Байболата по следу предсказания прибыли в эти места в поисках наследства, они не нашли света, который описал их предок. Дело в том, что за это время Куйгентай претерпел значительные изменения, форма горы была нарушена, а найти сокровища было уже невозможно. Это случилось потому что многие пытались найти богатство Байболата. Среди них был ученый Лев Берг, который приехал в Каратау с исследовательской целью. Узнав о сокровищах Байболата, он использовал свои служебные полномочия, чтобы взорвать скалу, тем самым, разрушил старую мечеть, но так и не смог найти сокровища. В результате многие древние знаки на камнях были повреждены, и лишь немногие из них сохранились.
И даже в наше время, несмотря на все разрушения, люди не оставляют в покое древние знаки Куйгентай. Туристы, посещающие эти места, часто пишут свои имена поверх них, нанося тем самым непоправимый ущерб.
Не зря народ называет старый Каратау «Әзіреті Қаратау», «Әулиелі Қаратау», «Қазыналы Қаратау», подчеркивая его святость, отдавая должное сокровищам, которые таят его недра. Многие путешественники, посетившие эти места, оставили свои восторженные записи. Одним из них был итальянский путешественник Плано Карпини, который в 1246 году писал: «Знаки на камнях Каратау являются явным доказательством того, что здесь, на этой земле, уже с бронзового века развивалась культура народа. При нанесении краски использовались местные растения». Плано Карпини также упомянул, как восхищался тюльпанами Каратау, которые привез в Италию.
Максут ИБРАШЕВ