«Сырдарья не должна стать яблоком раздора» - «Кызылординские Вести»

«Сырдарья не должна стать яблоком раздора»

20.02.2024

282 0

9

Фото И. Титенка

К обмелению Аральского моря ныне приковано внимание всей мировой общественности. Начало ему было положено еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Природа жестоко отомстила человечеству за ежегодное увеличение посевных площадей, неконтролируемый забор воды из двух питающих море водных артерий – Амударьи и Сырдарьи, строительство крупных гидротехнических и ирригационных сооружений без учета экологических последствий и т.д. На глазах только одного поколения людей четвертое в мире по величине уникальное бессточное озеро практически перестало существовать.

После обретения независимости Казахстан начал предпринимать попытки возродить северную часть моря – Малый Арал. В ходе реализации масштабного проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» была построена Кокаральская плотина протяженностью 14 километров, которая предотвратила отток воды из северной части моря в Большой Арал, тем самым сохранила казахстанскую часть моря – Малый Арал. В 2006 году появились первые ощутимые результаты – поднялся уровень воды, увеличились размеры водоема.

Из-за снижения солености вернулись виды рыб – сазан, судак, сом. До этого из-за высокого содержания соли в воде в море водилась только камбала. Возродился рыбный промысел, стали возвращаться покинувшие эти места жители. Все это – плоды первой фазы проекта РРССАМ. Ожидается, что реализация второй фазы благотворно скажется на социально-экономическом положении области, повлияет на повышение уровня жизни населения, улучшение экологии в Приаралье. Между тем, с января 2024 года председательство в международном Фонде спасения Арала перешло к Республике Казахстан, что дает надежду на дальнейшее продвижение проекта по спасению Арала.

Вместе с тем, из-за засухи и маловодья последних лет Малый Арал, на спасение которого было потрачено столько усилий и средств, на сегодня оказался под угрозой исчезновения. Вода перестала поступать, море ушло более чем на десять километров. Если в 2005 году оно приблизилось к Аральску на 17 километров, то сегодня это расстояние достигло 30 километров. Значительно повысилась концентрация соли: в 2022 году этот показатель вырос с 10-ти до 16-ти промилле. Ученые бьют тревогу, что при концентрации соли выше 12 промилле прекращается нерест рыб, а при 16-ти – они покидают среду обитания. Это отрицательно скажется на экологии и повлияет на уровень жизни людей. Закроются рыбзаводы, люди потеряют работу и останутся без средств к существованию.

Какие есть пути решения? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы если не решить, то хотя бы снизить последствия экологического и водного кризиса? С этими вопросами автор обратилась к одному из самых авторитетных на сегодня экспертов в сфере водопользования, ветерану водного хозяйства Нариману Кипшакбаеву. Его имя не нуждается в особом представлении, он прошел путь от рядового инженера-гидротехника до министра. Ему было сорок лет, когда в 1974 году стал заместителем министра мелиорации и водного хозяйства Казахской ССР и главным государственным инспектором по регулированию использования и охране вод республики. Через семь лет возглавил данное министерство. За его плечами огромный опыт работы, он один из разработчиков схем комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов в бассейнах рек Сырдарья, Урал, Обь, Иртыш, Чу, Талас. Входил в состав Совета министров, Центрального Комитета партии Казахской ССР, избирался депутатом Верховного Совета республики. Ему довелось работать на руководящих должностях водной отрасли и в независимом Казахстане. Под его руководством разработан первый Водный кодекс Республики Казахстан, вступивший в силу в марте 1993 года. Был членом Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, Международного фонда спасения Арала.  

Не тянуть одеяло на себя

Именно так, по мнению нашего собеседника, поступают сегодня наши соседи – страны Центральной Азии, с которыми мы делим воду общей для всех реки Сырдарьи. Водные проблемы Приаралья, как и всего Казахстана в целом, имеют экономические и экологические аспекты. Но помимо этого не менее важно соблюдение установленных лимитов государствами, пользующимися водами трансграничных рек, одной из которых является Сырдарья. Их выполнение должно быть также незыблемо, как и соблюдение государственных границ.        

Существующий ныне лимит для расположенных по течению Сырдарьи государств был утвержден еще в советское время, 5 мая 1982 года. Кстати, он был одним из подписантов этого договора. Между тем, сегодня часто высказываются мнения о том, что мы до сих пор придерживаемся лимита, который был установлен еще в советскую эпоху, поэтому назрела необходимость его пересмотра.

– На земном шаре порядка 350-400 трансграничных рек. Как специалист в сфере водообеспечения для изучения опыта использования трансграничных рек побывал во многих странах мира, – говорит аксакал. – Например, соглашение между США и Мексикой по реке Колорадо было подписано в 1922 году. Прошло больше ста лет, но документ не утратил своей силы. Скажу больше, с тех пор не изменилась даже буква этого договора, он неукоснительно соблюдается поныне. И мы – центральноазиатские государства, пользующиеся водами трансграничной Сырдарьи, должны строго следовать соглашению и придерживаться определенного документом лимита. Так уж сложилось географически, что наш регион расположен в нижнем течении Сырдарьи. Но это не значит, что мы не должны получать прописанный в договоре объем воды. Река – это не собственность какого-то одного государства, все мы имеем на нее право. Дно отрезка реки на территории того или иного государства, а также построенные гидротехнические сооружения являются собственностью страны, но не вода. Вода – это наше общее достояние, поэтому при ее распределении необходимо придерживаться принципа справедливости.

В Кызылординской области имеется 250 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения, есть утвержденный лимит воды для их полива. Сегодня под сельскохозяйственное производство используется всего 160-170 тысяч гектаров. Экономика нашей области, аграрная по сути, зависит от производства риса. На сегодня в Приаралье живут около 850 тысяч людей, население с каждым годом растет. И нужно уже сегодня задуматься о том, чем кормить их в будущем. Нефть, соль, которые сегодня добываются в регионе, – ресурсы исчерпаемые. Неиссякаемые – это земля и вода. И они должны служить на благо людей, стать источником, обеспечивающим их существование. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к научным подходам в земледелии, обороту земель, привести в порядок оросительные каналы, поливные системы, водохранилища.

Общий объем воды Сырдарьи и Амударьи в совокупности составляет около 100 млрд кубометров. На их протяжении сосредоточено около 8 млн гектаров орошаемых земель, которые кормят около 60-70 млн людей: узбеков, туркмен, таджиков, кыргызов, казахов. Всем им нужна вода, и они используют ее на свои нужды, исходя из потребностей: одни для выработки электричества, другие для орошения полей. В то же время один из самых важных вопросов – не допустить исчезновения Арала. Это реальность, дилемма, перед которой мы все стоим.

Не рисом единым?

Из-за дефицита поливной воды в последние годы Правительство Казахстана настоятельно рекомендует сокращать посевы риса. В связи с этим, в области каждый год на пять тысяч гектаров сокращают посевы риса и увеличивают площади под другие влагосберегающие культуры: кормовые, бахчевые, кукурузу, овощи. Между тем, основную часть сельскохозяйственных угодий Кызылординской области составляют инженерно-спланированные земли под рисосеяние. Специалисты опасаются, что, отказавшись от риса, мы можем потерять эти земли.

– Те, кто предлагают региону отказаться от риса, сильно ошибаются. Вероятно, они не знают, какая почва в нашей области. А знают ли они, какого качества вода поступает вниз по Сырдарье? – задается вопросом Н.Кипшакбаев. – У истоков Сырдарьи уровень минерализации воды составляет 0,4 грамма на литр, а на момент поступления в Арал достигает 2-х граммов, или увеличивается в пять раз. Для такой почвы идеально подходит только рис. Именно под него хорошо подходят природно-климатические условия низовьев Сырдарьи. По технологии практически весь период вегетации – а это в зависимости от сорта три месяца и больше – рис находится в воде. А промывка полей снижает минерализацию почвы и сохраняет плодородие земли. Если перестать культивировать рис, то это приведет к вторичному засолению почвы – земля станет непригодной, покрывшись соляной коркой. Рис – единственная культура, приемлемая для промывной почвы. Вырастить другие культуры здесь трудно, нужен особый уход, тем более добиться производственных масштабов не получится.

 В свое время после распада Союза сельскохозяйственные угодья перешли в частные руки, перестали существовать крупные хозяйства. Земли были поделены между мелкими собственниками, нет научного подхода ведения сельского хозяйства. Раньше в собственности каждого колхоза или совхоза было порядка три-четыре тысячи гектаров земли, применялся метод севооборота. Под них были обустроены поливные каналы, сельскохозяйственные угодья. Мелким объединениям не под силу внедрить новые современные технологии хозяйствования, использовать передовые методы, нет возможности привести в порядок поливные каналы, выровнять чеки. Поэтому сегодня надо работать над тем, чтобы укрупнить эти хозяйства, объединить их в кооперативы.

Потеряем море – потеряем все?

Часто можно слышать возмущение по поводу того, что всю воду разбирают на орошение полей, из-за чего она не достигает Малого Арала. Помню, как радовались, что море вернулось, каким позитивным был настрой. Такое чувство, что перед обществом стоит выбор: что важнее – хлеб насущный или экологическое благополучие?

 – Мы стоим перед сложной дилеммой: допустить опустынивания огромной территории и нанести урон экономическому благополучию населения в более 850 тысяч человек, или полного исчезновения Арала, которое приведет к глобальной экологической катастрофе и отразится на экологии всего земного шара? И то, и другое неприемлемо. Нельзя лишить людей средств к существованию. На недавнем обсуждении нового Водного кодекса с участием Премьер-Министра страны свои предложения представили акимы Кызылординской, Жамбылской, Туркестанской областей. Раньше у нас культивировался сорт риса «Кубань» с периодом созревания 93 дня. Далее начали выращивать «Акмаржан» со сроком вызревания 115 дней. Надо развивать и усилить Институт риса, который ныне есть в Кызылорде, районировать менее влагоемкие сорта риса с высокой урожайностью и более короткими периодами созревания, – считает ветеран.

Как ни крути, все в итоге упирается в воду. Все мы помним ситуацию прошлых лет, когда из-за недостатка поливной воды сгорели посевы в ряде хозяйств и аграрии понесли убытки.

– Нашим министрам надо добиваться, чтобы мы получали установленный лимит воды, независимо от того, находимся мы у истоков или в нижнем течении. Мы должны добиваться утверждённого лимита не только из Сырдарьи, но и из рек Амударья, Чу, Талас, Едиль, Жаик, Ертис, Тобол – из всех трансграничных рек. Все документы есть, – отмечает Н.Кипшакбаев. – Вопросы водообеспечения должны быть в фокусе внимания государства. Вода – это жизнь, за нее надо бороться. Я не призываю к битвам, надо подходить к этому осмысленно, защищая интересы своей страны. Для этого необходимы правовая база по использованию трансграничных рек, соглашения на государственном уровне, подписанные главами государств. Должны быть компетентные руководители, занимающиеся вопросами водного хозяйства. Не могу согласиться с тем, что воды нет. Даже в условиях маловодья вода должна распределяться пропорционально. Все страны должны получать воду поровну. Сырдарья не должна стать яблоком раздора, а должна стать мостом дружбы и согласия между нашими братскими народами.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: