Кызылординская область может по праву гордиться богатой историей. Земля Сыра прошла долгий и славный путь становления и развития. Было время, когда региону принадлежала существенная роль в общественной и политической жизни республики. С 1925-го по 1929-й годы Кзыл-Орда была главным городом Казахской автономной республики в составе РСФСР.
В 1938-1939 годах для совершенствования управления народным хозяйством было образовано шесть новых областей, в том числе Кзыл-Ординская с административным центром в городе Кзыл-Орде и вошедшими в ее состав семи районами: северными – Аральским и Казалинским, южными – Шиелийским и Жанакорганским, а также Кармакшинским, Жалагашским и Сырдарьинским. Большое значение в области стали придавать развитию образования, здравоохранения, сельского, коммунального хозяйства.
В 1938 году в регионе было уже 12 100 учащихся. Тогда обучение у мальчиков и девочек было раздельным. Классы были совсем маленькими, а детей так много, что приходилось за одну парту сажать по три, а то и четыре ученика. В классах устанавливали контромарки, в холодное время отапливали их углем. Писали ученики на газетах, поскольку тетрадей не было, вместо ручек использовали гусиные перья. Перемена длилась несколько минут, и оповещал о ней сторож. Он обходил коридор, звоня в старый медный колокольчик. В те годы немало учителей было у нас из числа репрессированных, невыездных, сосланных в наши края за «антисоветскую» деятельность. В дальнейшем строительство школ продолжалось. Например, в 1956 году их было 268. Причем, возводить их стали и двух-, и трехэтажными, светлыми и просторными. В 1940-м, кроме школ и интернатов, был открыт и детский дом для сирот.
В 1938 году в Кызыл-Орде в качестве филиала Шымкентского областного драматического театра открылась филармония, при которой было решено создать концертно-эстрадную бригаду. Ее возглавил молодой акын и певец из Чиили Нартай Бекежанов. На торжества, посвященные 70-летию творческой деятельности «отца акынов» Жамбыла Жабаева, был приглашен и Нартай. Заметив его среди акынов, юбиляр обрадовался и обратился к нему со стихами:
«О, Нартай, звонкоголос, красноречив!
Слово – сахар у тебя и мед – мотив.
Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг,
Словно солнце, край земли позолотив».
Жамбыл высоко ценил Нартая, не раз говорил о его удивительном даровании и поэтическом мастерстве, высказав свое пожелание: «Нартай, Кенен, Нурлыбек, пусть не смолкнут песни вовек!»
В 1942 году Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана, принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Его стихи и песни регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. В 50-х годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры», он стал значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный его талантом, писатель Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нуреке с сердцем каждого накоротке».
Значительно улучшило лечебное дело на селе постановление правительства «Об укреплении сельского врачебного участка», принятое в 1938 году. Уже к 1940 году в области было 13 врачебных участков, 43 сельские амбулатории, в сельских стационарах было 223 койки, на селе функционировало 43 фельдшерских и 10 акушерских пунктов. В сельской местности появился до этого полностью отсутствовавший в Казахстане такой вид помощи как родильные «хаты», которых насчитывалось 8. По всей области произошли разительные изменения. Выросло число коек в стационарах, в которых работало уже свыше 600 квалифицированных специалистов.
Важной вехой в жизни края стало начало строительства в 1939 году Кзыл-Ординской плотины на реке Сырдарье. В тяжелые послевоенные годы это было непростое дело. Тем не менее водохозяйственной стройке в сердце Азии правительство СССР уделило максимум внимания, обеспечив инженерными кадрами, стройматериалами, денежными средствами. Трудно переоценить ее значение для региона, экономика которой базируется на сельском хозяйстве.
О начале Великой Отечественной войны газета «Ленинский путь» (так тогда называлось наше издание) сообщила 24 июня, опубликовав текст выступления В.М.Молотова, Указы Президиума Верховного Совета СССР и репортаж с митинга трудящихся, состоявшегося накануне в горпарке Кзыл-Орды. В числе главных задач были выдвинуты «укрепление государственной трудовой дисциплины, обучение населения военному делу, подготовка кадров из женщин, решительное улучшение санитарного состояния предприятий, учреждений, домов и улиц города, проявление отцовской заботы о семьях военнослужащих». Не были забыты «подготовка к работе в зимних условиях и своевременная заготовка топлива и овощей», а также необходимость «коренным образом улучшить работу местной промышленности, промысловой кооперации и торговой сети». На строительстве Солотюбинского канала член сельхозартели им. Калинина тов. Кулумбетов выполнял дневную норму на 563 процента, тов. Мухамедьяров из артели «Ортакшил» –на 511, тов. Ахметов из колхоза «Колос» – на 477 процентов. Сотни других патриотов работают каждый за двоих, за пятерых, стремятся всем сердцем, всеми силами помочь родине в суровые дни Великой Отечественной войны». «Бригадир колхоза «Авангард» Чиилийского района Ким Бон-Хон в этом году с одного участка площадью в 23 гектара получает два урожая – пшеницу и рис». Выращивали тогда у нас и хлопок, урожай которого, как писала газета, «будет собран без потерь». Кзыл-ординцы чем могли, помогали фронту. В 1942 году в области уже были молочные кухни. В Кзыл-Орде она была при детской консультации. Буквально с первых дней войны кзыл-ординцы начали отчислять свои средства на укрепление обороны страны, и уже к началу сентября 1941 года «в Госбанк поступило наличными 262 тысячи рублей». А в апреле следующего года Наркомфин республики сообщил, что Кзыл-Ординская область вслед за столицей оказалась в числе лучших по реализации государственного военного займа. Только за первые десять дней подписки наши земляки приобрели облигаций на 21 млн 261 тыс. рублей. На первой странице одного из февральских номеров «Ленинского пути» крупным шрифтом была набрана рубрика-напоминание: «Ты каждый раз, ложась в постель, смотри во мрак окна и помни, что метет метель и идет война». А чуть ниже: «Красноармейца в зимний день ты в полушубок свой одень!». Но и без того сбор теплых вещей для фронтовиков приобрел массовый характер. В том же феврале в адрес действующей армии ко дню ее годовщины «отправлен первый вагон подарков от трудящихся Кзыл-Ординской области» — пряники, сушеная дыня, конфеты, колбаса, вафли, сливочное масло, вино, табак, папиросы, туалетное мыло. И напоследок – характерный штрих в развитие упоминавшейся уже темы. 31 декабря 1942 г. наша газета вышла с шапкой: «Кызыл-ординцы! Берите инструменты, выходите на трассу канала». Первого января, в 9 утра, объявили общегородской воскресник.
В 1944 году 1 апреля казалинские железнодорожники заняли первое место в СССР. Так написала наша газета: «Казалинские железнодорожники заняли первое место в Союзе. Народный комиссар, генерал-директор путей сообщения Л.М.Каганович прислал на имя начальника Казалинского железнодорожного отделения тов. Мурлыкина телеграмму о том, что решением ВЦСПС и НКПС коллективу Казалинского отделения и Оренбургской железной дороги, добившимся в феврале первенства в соревновании, присуждено Всесоюзное переходящее Красное знамя».
Также была опубликована одна новость из разряда позитивных: «В Алма-Ате прошла республиканская спартакиада по легкой атлетике, плаванию, рукопашному бою и гимнастике. В результате трехдневных соревнований сборных команд Кзыл-Ординская область вышла на второе место!».
Подготовила Мира ЖАКИБАЕВА