Остаться человеком вопреки всему… - «Кызылординские Вести»

Остаться человеком вопреки всему…

07.09.2023

1056 0

ostatsja chelovekom2 scaled

В нашей области рождалось и жило немало людей, которыми нужно гордиться и помнить. Один из них — Герой Социалистического Труда   Цай Ден Хак, легендарный председатель колхоза в ауле III Интернационал Кармакшинского района. В этом году исполняется 110 лет со дня его рождения. В советское время он руководил колхозом почти 50 лет. Аулчане сделали из его дома одноименный музей. Герой воспитал немало кызылординских  рисоводов, которые гордятся тем, что именно он был их учителем.

За время работы журналистом, мне не раз приходилось бывать в этом ауле. До сих пор там живут очевидцы и бывшие коллеги прославленного председателя. Они  рассказывали разные эпизоды из жизни бывшего председателя. Плохих слов о нем никто не говорил. С теплотой, благодарностью и гордостью вспоминали они о Цай Ден Хаке.

Недавно встретилась с внучкой Цай Ден Хака – Ульяной Ким. Она приехала в аул со своей семьей, чтобы почтить память прославленного деда.

ostatsja chelovekom vopreki

– Мы жили в поселке Жосалы, и приезжали к дедушке в аул, – рассказала она. – Он любил своих детей. Моя мама Татьяна была старшей дочерью Цай Ден Хака. Она умерла в 2020 году. Есть еще Зинаида, Борис, Евгения и был сын Юрий. У дедушки 12 внуков, 19 пра-
внуков и 13 праправнуков. Его потомки живут и в нашей области, а также в Алматы, Бишкеке, России.  Я живу и работаю в Алматы, возглавляю Центр корееведения Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылая хана.

Цай Ден Хак родился 14 апреля 1913 года в Приморской области Российской империи. После учебы в средней школе  поступил в училище  учиться на агронома. В 1930 году стал бригадиром рисоводческого совхоза Ворошиловского района. В 1937 году его избрали  председателем колхоза «Кедровая звезда». Но в том же году корейцы Приморья были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию, и Цай Ден Хак со своим колхозом оказался в Кармакшинском районе, куда  переселили три  корейских колхоза.

Сюда был доставлен 21 эшелон с  корейцами. Семь эшелонов прибыли в Кармакшинский район. Цай Ден Хак приехал сюда со своими родителями и тремя сестрами.  Благодаря поддержке местного населения трудолюбивый народ быстро освоился и стал строить жизнь. В сентябре 1950 года в стране началось укрупнение маломощных и мелких совхозов и колхозов. После уборки урожая риса колхозники «Утренней зари», «Червонной земли», «ІІІ Интернационала» объединились в один колхоз под нынешним названием III Интернационал. На общем собрании его председателем избрали Цай Ден Хака. 

Как рассказывает Ульяна, ей было десять лет, когда умер дедушка. О его жизни она помнит и по своим воспоминаниям, и по рассказам мамы и сестры. Дедушка был очень добрым человеком, никогда не ставил  себя выше своих аулчан. Вставал рано утром и шел пешком до конторы, за ним не приезжала машина. Водитель приезжал только тогда, когда нужно было ехать  в район, в Кзыл-Орду или на поле. Пока он шел до конторы, ему встречались односельчане, и он успевал поздороваться со всеми. Все подходили к нему поприветствовать. Он не забывал спросить у каждого о жизни, интересовался, все ли в порядке? В его дом всегда приходили люди. Они шли и с радостями, и с горем, и он находил способ решать их проблему. С работы приходил домой поздно. У бабушки Марии дом всегда, как говорится, блестел, в  пищу шла мерзлая картошка, отруби,  разные другие травы, жмых. Хоть он и был председателем, в  его доме была та же пища, что и у других аулчан.  

По словам Ульяны, когда в доме деда появился телевизор, стали приходить много людей, особенно дети. Они заходили, усаживались перед экраном и смотрели то мультфильмы, то передачи. Бабушка никого не выгоняла и не запрещала приходить. Дед помогал многим, кому-то деньгами, другим советами. При нем колхозники стали строить себе дома,  разбивать огороды, заводить скот. Он никогда не забывал поощрить за хороший труд. Считал, что в первую очередь нужно дать каждой семье участки для приусадебного хозяйства. А те, у кого их не было, могли выращивать для себя картофель и овощи на специально созданных коллективных огородах. Поэтому колхозники стали жить лучше, чем другие. По примеру колхоза вскоре повсеместно начали заводить личные подсобные хозяйства, обязательным пунктом было озеленение. Каждая семья сажала не менее  50 деревьев, в том числе плодовых, также в ауле разбили фруктовый сад.

Ежегодно в колхоз  приезжали артисты ансамбля «Ариран», в ауле проводили конкурсы, показывали киноленты. Даже приезжал космонавт Герман Титов.  Все здания, которые сейчас стоят в ауле – Дом культуры, школа, гостиница, детский сад, были построены в годы, когда он работал председателем. Эти здания до сих пор находятся в хорошем состоянии.

В книге Владимира Цоя «Кто нагнал цунами?» есть такие факты: «Цай Ден Хак через проф­союзы добился разрешения построить колхозный филиал на всесоюзном курорте Яны-Курган, что на юге Кзыл-Ординской области, и зимой крестьяне имели возможность отдохнуть там, подлечиться. А когда на территории Кармакчинского района развернулось строительство космодрома «Байконур», председатель тут же смекнул, какую от этого можно иметь пользу для колхоза. Он поехал к военному начальству и договорился о поставках в войсковую часть молока и другой сельхозпродукции, а вскоре установил шефские отношения. Это было очень своевременно, так как именно в те годы колхозникам стали давать ссуду на индивидуальное строительство. Бригада из Байконура возвела в хозяйственном центре целую улицу частных домов, а также детский сад, школу, больницу, Дом культуры, гостиницу со столовой, баню, котельную, административное здание, заасфальтировала улицы, произвела газификацию. Всё это во время посещения колхоза увидел первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, член Политбюро ЦК КПСС Д. А. Кунаев, фактический глава республики, Хозяин. Масштабы помощи настолько восхитили его, что он, будучи в Москве, счёл обязанным в присутствии высшего руководства СССР сказать благодарные слова куратору Байконура, крупному военному чину. Это ещё больше подняло престиж шефства.  Впрочем, шефство очень скоро переросло в дружбу. Цай Ден Хак организовал вокруг отдалённого озера, которое вскоре стали называть «генеральским», нечто вроде охотничьего хозяйства (тут тоже проявилась его сметливость), и космическое начальство, да и лётчики-космонавты нередко наезжали туда порыбачить, пострелять уток, фазанов, в общем, отдохнуть. А на центральную усадьбу к колхозникам не раз наведывались «легальные» Титов и Леонов».

В 1966 году Цай Ден Хаку присвоили высокое звание Героя Социалистического труда, сельчане дважды избирали его депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Однажды на него совершили донос, но через несколько дней допросов дело было прекращено. Прошло много лет с тех времен, но его жизнь и трудовой путь до сих пор служат примером  самоотверженности, патриотизма и высокой гражданственности. Имя легендарного руководителя одного из лучших сельхозформирований золотыми буквами вписано в историю области.

Биография Героя труда вызывает искреннее уважение. Ведь как нужно было трудиться, чтобы сыну депортированного народа получить высокое звание   Героя Социалистического Труда! Да еще дважды получить орден Ленина – высшую по тем временам награду! Только неимоверный труд этого человека заставил высоких чиновников того времени наградить его, несмотря на то, что народ его был депортирован. На талантливого руководителя и уважаемого человека за 47 лет работы председателем  не поступило ни одной жалобы, ни одного сельчанина он не  отправил на скамью подсудимых. Он был самородком, всегда принимал верные решения, был замечательным организатором, самое главное, чего не хватает многим нашим современным чиновникам – умел слушать и понимать людей! Простота, совесть, чувство справедливости были у него на первом месте. Поэтому до сих пор в нашей области есть люди, которые не забыли о легендарном корейце. Корейце, который вопреки политическому режиму, обстоятельствам, трагедии целого народа, смог всю жизнь остаться в первую очередь человеком и оставить  добрую память в сердцах своих земляков!

Мира ЖАКИБАЕВА

фото из семейного архива
Цай Ден Хака

Читайте также: