Бесценное наследие Коркыта - «Кызылординские Вести»

Бесценное наследие Коркыта

26.08.2023

1068 0

kobyz

Коркыт-ата –  символ  тюркского мира, его священный код и нравственная опора.   О нем существует множество легенд и сказаний. В памяти народа Коркыт,  прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. В рамках популяризации его музыкального наследия областной историко-краеведческий музей организовал для представителей областных газет «Сыр бойы» и «Кызылординские вести» и телеканала «Qyzylorda»  историко-этнографическую экспедицию «Наследие Коркыта и искусство баксы в низовьях земли Сыра».

Богатое литературно-музыкальное наследие Коркыта получило широкое распространение на благодатной земле Сыра. Известно около 20 его произведений, 11 из которых записаны на магнитофонную пленку. Одним из носителей музыкального наследия легендарного музыканта в нашей области был слепой кобызист Исмаил Шаменулы, известный в народе как Сокыр Нышан. Участники экспедиции побывали в ауле Когалыколь Сырдарьинского района, в доме, где когда-то жил кобызист и баксы. О жизни и удивительных навыках своего предка рассказала его племянница Сарсенкуль Ембергенкызы.

kobyz 1

– Сокыр Нышан ослеп после перенесенной кори на оба глаза еще в двухлетнем возрасте, – отметила 68-летняя Сарсенкуль апа. –  В пять лет он остался круглым  сиротой, испытал нищету и голод. Лишенный всех радостей в жизни свое спасение слепой ребенок находил в кобызе. Он быстро освоил нелегкий и  невидимый ему  инструмент. Спустя годы музыкант исполнял всеми любимые кюи. Мастерство кобызиста пришлось по душе людям. Его так и прозвали в народе Сокыр Нышан. Жители Кызылорды часто наслаждались  невероятной музыкой,  которую исполнял  сидевший  у  входа на рынок слепой кобызист.  Горожане относились к нему с особым уважением и почтением. Звуки кобыза завораживали прохожих, а мастерство исполнения кюев  умиротворяло, а порой приводило в необъяснимое оцепенение и волнение. Кюи Коркыта в исполнении Исмаила Шаменулы слушали Сакен Сейфуллин, Алькей Маргулан, Бейимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров  и другие.  

К сожалению, старый дом, где провел свои первые годы жизни Сокыр Нышан, не сохранился. Рядом с ним построен другой домик, где сейчас проживают родственники кобызиста. Журналисты увидели во дворе удивительных размеров дерево. Это ива, посаженная еще в 1959 году. По словам Сарсенкуль апа, ее мать Кымбат часто слушала кюи, которые исполнял в тени ветвей этого памятного дерева ее двоюродный брат Исмаил. Баксы с помощью своего кобыза лечил больных людей от многих недугов.  Звуки его мистического музыкального инструмента обладали невероятным оздоровительным эффектом. О чудодейственных способностях кобызиста гласят многие предания и легенды. Как оказалось, Сарсенкуль апа также обладает целительными способностями, в ауле она слывет опытным костоправом.

Участники экспедиции собрали много ценной информации о жизни и творчестве Сокыр Нышана. По мнению ученых кобызист сохранил и донес до нас  девять кюев Коркыта, таких как «Ұшардың ұлуы», «Тарғыл тана», «Әуіп-пай», «Қорқыт», «Башпай», «Желмая», «Сарын», «Қоңыр», «Байлаулы киіктің зары». А кюй «Елім-ай, халқым-ай» признан родным творением Сокыр Нышана.

Далее журналисты и специалисты областного музея побывали в доме  Ишанбека Имангалиулы. Долгие годы он хранит семейную реликвию – кобыз известного в ауле Когалыколь баксы-шамана Бакбергена. Он унаследовал способность лечить людей от своего отца – святого Аубакира.   Перед смертью Бакберген передал кобыз отцу Ишанбека – Имангали. Имангали Есмакулы был участником Великой Отечественной войны. По словам 74-летнего Ишанбека ага, его отец тоже виртуозно играл на кобызе, вылечил аулчан от многих болезней. История замалчивает об истинном возрасте древнего кобыза. Бакберген баксы умер в 1973 году, когда ему было 76 лет. Его кюи «Айдаһар жыландардың арбауы» и «Дүрсілдеген шұбар ат» в 1970 годах записали на магнитофонную ленту сотрудники Института литературы и искусства им.М. Ауэзова.

kobyz 2

Участники экспедиции также побывали в ауле Ширкейли Сыр-дарьинского района и ауле имени М.Шаменова Жалагашского района. Здесь они ознакомились с историей кобызов известных баксы  Нургали, а также Мусабая и святого Тумена.

Как известно, наследие Коркыта в 2018 году включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Как отметил научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Сайлау, в соответствии с требованиями ЮНЕСКО в регионе продолжается работа по популяризации наследия Коркыта ата.  

–  Сегодня важно не только сохранить, но и передать  бесценное наследие основателя традиции игры на кобызе  будущим поколениям в его первозданном виде, продвигать в массы, – подчеркнул А.Сайлау. 

Бота МЕЙРАМОВА

Читайте также: