В Казалинском районе возобновлено строительство инфраструктурного объекта – железобетонного моста на 16-м километре автомобильной дороги районного значения «Қазалы–Қожабақы–Бозкөл–Кәукей». Среди местных жителей этот объект больше известен под названием «Карлан».
Работы, начатые в 2022 году, были приостановлены, поскольку подрядная компания не выполнила свои обязательства. В результате договор расторгли в одностороннем порядке. После этого был объявлен повторный конкурс государственных закупок, победителем которого стало ТОО «НұрлыТау ЛТД». Представители этого товарищества подключились к строительству сооружения в мае текущего года.
Сегодня объект продолжают активно возводить. Технический контроль за ходом строительства осуществляет ТОО «Достар Строй Групп», за качество и соответствие всех работ необходимым стандартам отвечает инженер Жасулан Жарасов. По его словам, длина нового моста составит 248 метров, а общая протяженность с подходами превысит две тысячи метров, ширина сооружения –
13 метров. Конструкция включает восемь опор и семь пролетов.
– Строители используют качественный бетон, устойчивый к воздействию воды и солей. Такие бетонные смеси обладают высокой плотностью и малой водопроницаемостью, что предотвращает проникновение влаги в структуру конструкции, – отметил Ж.Жарасов. – Это особенно важно для моста, который будет эксплуатироваться в условиях частых перепадов температур и возможного воздействия солевых отложений с дорожного полотна. Благодаря высокой коррозионной стойкости бетон сохраняет прочность даже при длительном контакте с грунтовыми водами и агрессивной средой. Это гарантирует долговечность сооружения и минимизирует риски разрушения в процессе эксплуатации.
По словам специалиста, мост спроектирован для автомобильной дороги третьей категории с расчетной интенсивностью движения около 1300 машин в сутки. Он будет двухполосным, ширина каждой полосы – 3,5 метра. С обеих сторон предусмотрены тротуары для пешеходов, а также освещение – как на самом мосту, так и на прилегающих подходах. Вдоль конструкции установят перильные ограждения. Важная особенность – пролетные строения будут выполнены с применением арматурных канатов, размещенных внутри бетона.
По словам руководителя проекта Айбека Айтуреева, оснований для остановки работ нет: строительные материалы поступают своевременно, график соблюдается. Практически на каждой из восьми опор ведется та или иная стадия работ. Сейчас на объекте трудятся около 30 строителей, десять механизаторов, задействовано 15 единиц спецтехники. Бетонные изделия поставляет ТОО «LCI-MK» (Алматы), хорошо зарекомендовавшее себя в сфере строительства мостов. Продукция этого товарищества используется на самых ответственных объектах нашей страны.
Завершение строительства объекта запланировано на октябрь следующего года. Как отмечают специалисты, новый мост существенно улучшит условия передвижения для более чем 12 тысяч жителей ближайших населённых пунктов: Оркендеу, Бирлик, Кожабакы, Аранды, Бозколь, Тасоткель, Лакалы, Ажар, Тасарык и Каукей. Ввод в эксплуатацию моста станет важным этапом в развитии региональной инфраструктуры.
Баглан КАРАБАЛА