Кобланды батыр – великий сын казахского народа, мужественный предводитель кипчаков, активно участвовавший в сражениях против иноземных захватчиков. По результатам археологических раскопок, проведенных в Актюбинской области еще в советские годы, ученые установили, что батыр жил в тех краях в XV веке. Позже в московской лаборатории антропологической реконструкции воссоздали облик Кобланды батыра. Это изображение было использовано талантливым художником и скульптором, нашим земляком Муратбаем Умбетовым, когда тот ваял скульптуру батыра.
М.Умбетов внес большой вклад в копилку культурного наследия области. В регионе насчитывается почти два десятка его работ – из камня высечены бюсты батыров, государственных и общественных деятелей. Самые известные композиции в областном центре – «Три писателя» и «Мухтар Ауэзов», а также бюсты из бронзы академика Шахмардана Есенова, политического и общественного деятеля Мустафы Шокая.
Вместе со своими сыновьями он также создал памятник Кобланды батыру, который установлен в Кызылорде рядом с мечетью Айтбая. Скульптура удалась, ее отличает высокое профессиональное исполнение. Батыр, облаченный в доспехи, мчится на могучем коне, крепко сжимая в руке копье, а в колчане у него стрелы.
Высота памятника более шести метров, каркас у него бетонный, а сама скульптура покрыта медью (тонну этого металла специально приобрели в одном из цехов комбината в Балхаше). Весит композиция около 14 тонн. Образ батыра, помимо прочего, имеет воспитательное значение, чтобы подрастающее поколение больше знало о своих легендарных предках.
Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, акыны слагают дастаны и поэмы о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.
Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный персонаж, живший в XV веке в период распада Золотой Орды. В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен одноименный героический эпос. Существует 29 вариантов этого эпоса, самая обширная версия была представлена жырау-жырши Марабаем. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.
В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Он не разделял своих соотечественников по родам, любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза они являются. В юношеские годы он был приближен к властителю государства кочевых узбеков Абулхаир хану.
Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол би, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Однако правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.
Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром. В конце концов, Кобланды батыра убил сын Альшагира Орак батыр.
Как говорилось выше, известно 29 вариантов эпоса в стихотворной форме. Из них 26 — о ратных подвигах Кобланды, три посвящены сыновьям батыра Богенбаю и Киикбаю. В эпосе «Кобланды батыр» для передачи чувств и настроений героев, описания событий и явлений использовались различные художественные приёмы: образные сравнения, эпитеты, гиперболы, антитезы… Структура эпоса лаконична, редко встречаются повторения и отступления.
Образцы эпоса «Кобланды батыр», переданные жырау-жырши Марабаем, Мергенбаем, Биржаном, Айсой, Нурпеисом, Шапаем, Мурыном, Досжаном, Кулзаком, Кошелеком, Нуртуганом отличаются друг от друга. Однако общим для них остаётся эпическое отражение народной жизни. В основе сюжета лежит борьба батыра – предводителя кыпчаков с захватчиками кызылбашами.
Традиционные эпические мотивы — чудесное рождение героя от престарелых родителей, героическое сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Кортке (типичная эпическая фигура жены — мудрой советчицы), выходившей для супруга богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают батыры Караспан и Орак, дочь хана Кобикты Карлыга. Кобланды отказывает в любви Карлыге, и она в гневе ранит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Богенбай. Эпос завершается свадьбой Кобланды и Карлыги.
Для поэтики эпоса «Кобланды батыр» характерны плач матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним. Самый древний вариант «Кобланды батыр» не сохранился. В XIX веке эпос записывали со слов сказителей и акынов (Марабая, Мергенбая, Биржана, Нурпеиса, Мурына, Шапая, Досжана, Кабыла, Суюншала, Даулетше и других). Исследователями выделяется вариант Даулетше, который по идейно-художественным достоинствам близок к версии Марабая, записанной со слов сказителя писателем Ибраем Алтынсариным. Фрагмент эпоса о походе Кобланды против хана Казана, Алтынсарин включил в «Киргизскую хрестоматию» 1879 года.
Отрывки из «Кобланды батыра» в разные годы публиковали этнографы Василий Радлов, Григорий Потанин, Абубакир Диваев (1922 г.), писатели Сакен Сейфуллин (1932 г.), Сабит Муканов (1939 г.). Художественные особенности героического эпоса рассматривали в своих научных трудах общественный деятель Алихан Бокейханов, писатель Мухтар Ауэзов, ученый Алькей Маргулан, профессоры Кажим Жумалиев, Малик Габдуллин, Бейсембай Кенжебаев, Рахманкул Бердибаев и другие. Учёные О.Нурмагамбетова, М.Гумарова и другие проводили текстологические исследования и записали полный вариант эпоса.
В 1969 году останки батыра были извлечены из склепа, что находится в Кобдинском районе Актюбинской области и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени М.Герасимова в Москве. Это был воин 45-50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.
В феврале 2019 года Министерство информации и коммуникации Республики Казахстан запустило республиканский просветительский проект «QAZAQ EPOS». По условиям проекта 50 тысяч школьников должны были выучить наизусть эпос «Кобланды батыр», его победители получили по миллиону тенге.
Максут ИБРАШЕВ