Степной богатырь — «Кызылординские Вести»

Степной богатырь

08.09.2022

303 0

Кобланды батыр – великий сын казахского народа, мужественный предводитель кипчаков, активно участвовавший в сражениях против иноземных захватчиков. По результатам археологических раскопок, проведенных в Актюбинской области еще в советские годы, ученые установили, что батыр жил в тех краях в XV веке. Позже в московской лаборатории антропологической реконструкции воссоздали облик Кобланды батыра. Это изображение было использовано талантливым художником и скульптором, нашим земляком Муратбаем Умбетовым, когда тот ваял скульптуру батыра.

М.Умбетов внес большой вклад в копилку культурного наследия области. В регионе насчитывается почти два десятка его работ – из камня высечены бюсты батыров, государственных и общественных деятелей. Самые известные композиции в областном центре – «Три писателя» и «Мухтар Ауэзов», а также бюсты из бронзы академика Шахмардана Есенова, политического и общественного деятеля Мустафы Шокая.

Вместе со своими сыновьями он также создал памятник Кобланды батыру, который установлен в Кызылорде рядом с мечетью Айтбая. Скульптура удалась, ее отличает высокое профессиональное исполнение. Батыр, облаченный в доспехи, мчится на могучем коне, крепко сжимая в руке копье, а в колчане у него стрелы.

Высота памятника более шести метров, каркас у него бетонный, а сама скульптура покрыта медью (тонну этого металла специально приобрели в одном из цехов комбината в Балхаше). Весит композиция около 14 тонн. Образ батыра, помимо прочего, имеет воспитательное значение, чтобы подрастающее поколение больше знало о своих легендарных предках.

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, акыны слагают дастаны и поэмы о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.

Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный персонаж, живший в XV веке в период распада Золотой Орды. В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен одноименный героический эпос. Существует 29 вариантов этого эпоса, самая обширная версия была представлена жырау-жырши Марабаем. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.

В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Он не разделял своих соотечественников по родам, любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза они являются. В юношеские годы он был приближен к властителю государства кочевых узбеков Абулхаир хану.

Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол би, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Однако правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром. В конце концов, Кобланды батыра убил сын Альшагира Орак батыр.

Как говорилось выше, известно 29 вариантов эпоса в стихотворной форме. Из них 26 — о ратных подвигах Кобланды, три посвящены сыновьям батыра Богенбаю и Киикбаю. В эпосе «Кобланды батыр» для передачи чувств и настроений героев, описания событий и явлений использовались различные художественные приёмы: образные сравнения, эпитеты, гиперболы, антитезы… Структура эпоса лаконична, редко встречаются повторения и отступления.

Образцы эпоса «Кобланды батыр», переданные жырау-жырши Марабаем, Мергенбаем, Биржаном, Айсой, Нурпеисом, Шапаем, Мурыном, Досжаном, Кулзаком, Кошелеком, Нуртуганом отличаются друг от друга. Однако общим для них остаётся эпическое отражение народной жизни. В основе сюжета лежит борьба батыра – предводителя кыпчаков с захватчиками кызылбашами.

Традиционные эпические мотивы — чудесное рождение героя от престарелых родителей, героическое сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Кортке (типичная эпическая фигура жены — мудрой советчицы), выходившей для супруга богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают батыры Караспан и Орак, дочь хана Кобикты Карлыга. Кобланды отказывает в любви Карлыге, и она в гневе ранит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Богенбай. Эпос завершается свадьбой Кобланды и Карлыги.

Для поэтики эпоса «Кобланды батыр» характерны плач матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним. Самый древний вариант «Кобланды батыр» не сохранился. В XIX веке эпос записывали со слов сказителей и акынов (Марабая, Мергенбая, Биржана, Нурпеиса, Мурына, Шапая, Досжана, Кабыла, Суюншала, Даулетше и других). Исследователями выделяется вариант Даулетше, который по идейно-художественным достоинствам близок к версии Марабая, записанной со слов сказителя писателем Ибраем Алтынсариным. Фрагмент эпоса о походе Кобланды против хана Казана, Алтынсарин включил в «Киргизскую хрестоматию» 1879 года.

Отрывки из «Кобланды батыра» в разные годы публиковали этнографы Василий Радлов, Григорий Потанин, Абубакир Диваев (1922 г.), писатели Сакен Сейфуллин (1932 г.), Сабит Муканов (1939 г.). Художественные особенности героического эпоса рассматривали в своих научных трудах общественный деятель Алихан Бокейханов, писатель Мухтар Ауэзов, ученый Алькей Маргулан, профессоры Кажим Жумалиев, Малик Габдуллин, Бейсембай Кенжебаев, Рахманкул Бердибаев и другие. Учёные О.Нурмагамбетова, М.Гумарова и другие проводили текстологические исследования и записали полный вариант эпоса.

В 1969 году останки батыра были извлечены из склепа, что находится в Кобдинском районе Актюбинской области и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени М.Герасимова в Москве. Это был воин 45-50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

В феврале 2019 года Министерство информации и коммуникации Республики Казахстан запустило республиканский просветительский проект «QAZAQ EPOS». По условиям проекта 50 тысяч школьников должны были выучить наизусть эпос «Кобланды батыр», его победители получили по миллиону тенге.

Максут ИБРАШЕВ

Читайте также: