Отец Самата был алкоголиком. Самое удивительное, что первое время он не видел ничего плохого в том, что отец пьёт, ведь пьяный папка становился добрым и веселым, шутил, покупал ему много сладостей и выгонял погулять на улицу.
– Мама, когда вырасту, тоже начну выпивать, – как-то сказал сын матери и радостно улыбнулся.
– Сыночек…, – мать прижала его голову к груди и горько заплакала.
Со временем отец из весёлого и жизнерадостного мужчины превратился в агрессивного и неуравновешенного. Каждая пьянка сопровождалась дракой, битьем мебели и посуды, скандалами с соседями. Иногда отец слышал и видел то, чего не было на самом деле. В такие моменты соседи вызывали скорую помощь, которая увозила отца на какое-то время в больницу.
Но однажды мать спрятала бутылку водки. Отец долго кричал на неё, требуя вернуть, потом сбегал за канистрой и облил бензином пол в зале. Он взял в руки коробок и начал чиркать. В это время Самат зашел с улицы. Отец обернулся на шум, замешкался. Этого мгновения хватило матери, чтобы выбить спички из рук мужа.
Через пятнадцать минут Айсауле с сыном стояли на автобусной остановке.
– Уезжаем, сынок. В аул, к бабушке. Нам без него будет лучше.
– Как без папы может быть лучше? – слезы покатились по щекам мальчика, оставляя извилистый след на щеках. – Как он будет без нас?
Новая жизнь
А потом в жизни мальчика появился отчим. Мать с сыном переехали к нему в большой дом на краю аула. К отчиму Самат поначалу относился очень настороженно, но со временем привык. Жомарт был суровым, немногословным человеком. Мальчик никогда не называл его отцом – только по имени. В свою очередь, он интересовался школьными делами пасынка, помогал разобраться с уроками. Часто брал на рыбалку, а когда Самат подрос, стал брать на охоту. Мужчина научил мальчишку трудиться, выполнять несложную столярную работу – у отчима были золотые руки. Жомарт никогда не разрешал Айсауле кричать на сына: «Криком ты ничего не добьешься. Сейчас я ему всё спокойно объясню». Отчим садился на лавку, и начинался долгий мужской разговор.
А ещё Самат запомнил, как отчим бегал по всему аулу, разыскивая его после пьянки с друзьями, как учил водить машину, как продал свой ЗИЛ, чтобы отправить пасынка на учёбу в город.
Отец
– Сынок, приезжай! – рыдая в трубку, кричала мама. – Жомарт три дня назад уехал на рыбалку и не вернулся. Поиски ведутся.
В тот же день Самат был дома и сразу же собрался на поиски.
– Куда ты? Его ищут полиция, МЧС. Не отпущу! Места у нас глухие, сгинешь, – кинулась мать к сыну, перегородив дорогу.
Самат нежно обнял ее, посадил на скамеечку и спокойным голосом сказал:
– Ему нужна моя помощь. Я это чувствую, мама. Обещаю, со мной ничего не случится.
Самат отлично знал местность, ведь отчим все время брал его с собой на рыбалку. Первый день поисков не дал результатов. Всю ночь он ворочался на кровати, слышал, как мать, всхлипывая, шепчет молитву. На второй день поехал на стареньком УАЗе на местное озеро.
Через шесть часов парень увидел Жомарта, лежавшего неподвижно на берегу. Он повредил ногу и не мог самостоятельно передвигаться. Самат кинулся к нему.
– Батя, ну ты чего.… Напугал нас! Я уж не знал, что думать! – сквозь слезы крикнул пасынок.
Тот внимательно посмотрел на сына и у него задрожал подбородок.
– Как я хотел услышать это слово, сынок. Думал, умру, а не услышу, – всегда суровый отчим вдруг заплакал, как ребёнок.
– Я очень тебя люблю, сын, – впервые в жизни Самат увидел слезы в глазах отчима.
– Стареешь, отец… Стал таким сентиментальным, – сказал сын и крепко стиснул отчима в
объятиях.
Они сидели на берегу озера, забыв про усталость и боль. Такие счастливые и самые родные.
Индира АБДРАХМАНОВА