Фото Нурболата Нуржаубая
Дефицит кадров – одна из проблем в сфере дорожного строительства. Между тем объемы работ в этой отрасли растут с каждым годом, а это значит, что в перспективе нехватка специалистов будет ощущаться еще сильнее.
Руководитель управления Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК Нуртилек Хасенов отметил, что в этом году было предоставлено 800 грантов по специальности «транспортное строительство», но в вузы поступило всего 40 человек.
По словам генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Булатбека Айтбаева, остро ощущается нехватка инженерного состава (планово-технические и проектные отделы), операторов асфальтобетонных заводов, асфальтоукладчиков, водителей катков, грейдеристов, бульдозеристов. Поэтому компании вынуждены приглашать специалистов из других стран.
Что касается заработков в этой сфере, то они вполне приличные. Минимальная зарплата дорожников составляет порядка 350-400 тысяч тенге, операторы асфальтоукладчика в сезон получают 600-700 тысяч тенге.
Острый дефицит кадров испытывают и в ТОО «Қыран».
– Проблема нехватки квалифицированных кадров в дорожной отрасли становится все острее, – сетует руководитель товарищества Жайсан Сыздыков. – Объёмы строительства растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в специалистах всё больше, а выпускается их недостаточно. Считаю, что в этом направлении нужно усиленно проводить профориентационную работу. Мы стараемся своими силами привлекать молодежь и обучать специалистов, но, несмотря на принятые меры, работников все равно не хватает.
Представитель ТОО «Аман-құрылыс» Акылбай Кожаназар также отметил, что в их компании не хватает специалистов.
— Я сам пенсионер. Если к нам придет молодой работник, готов уйти, освободив для него место. У нас есть желание воспитывать учеников, передавать им свои знания, обучать новым технологиям. Но зачастую бывает так, что молодые парни работают у нас около года, а потом увольняются. Возможно, они ищут для себя более комфортные условия.
Конечно, важно привлекать в эту отрасль молодых специалистов, чтобы они, как говорится, приняли эстафету у старшего поколения и продолжили его дело. Ныне средний возраст инженеров превышает 35 лет, а механизаторов, работающих на спецтехнике, — 45 лет.
По информации областного управления координации занятости и социальных программ, на электронной бирже труда enbek.kz опубликовано более тысячи вакансий, которые имеются в нашем регионе в отрасли дорожного строительства. Но пока заинтересованных соискателей немного. Чтобы исправить ситуацию, в области разрабатываются программы профессионального обучения по некоторым специальностям (в том числе и в секторе дорожного строительства), которые финансируются в рамках государственного заказа. Однако реализация этих программ зависит от заявок работодателей, готовых принять выпускников на постоянную работу. Срок обучения, в зависимости от выбранной профессии, – три месяца. В 2025-2029 годах планируется создать 567 новых рабочих мест в сфере дорожного строительства: операторы спецтехники, техники-электромеханики, слесари и другие. Однако вопрос остаётся открытым – найдется ли достаточно желающих трудоустроиться по этим специальностям?
Бесспорно, проблема дефицита квалифицированных кадров в дорожной отрасли требует незамедлительного решения. Думается, в этом направлении важны комплексные усилия государственных органов, образовательных учреждений и частных компаний.
Баглан КАРАБАЛАЕВ