Когда-то зарубежные страны оценивали богатство Советского Союза наличием стеклотары и стоимостью коробки спичек. (К слову, коробка спичек стоила одну копейку). На заре Независимости такая же коробка стоила 1 тенге. Сейчас цена эта выросла от 10 до 15 тенге в зависимости от места, где ее продают – в небольшом магазине, мини-маркете, или супермаркете. Причина одна. В Казахстане своего производства спичек нет.
И это в то время, когда в нефтяных регионах накопились горы серы. Да так, что ее некуда девать. А в северных областях, где изготавливают деревянные изделия, много отходов в виде щепок. А нельзя ли Казахстану, используя отходы сырья, производить собственные спички? Можно, конечно, если есть желание и этот вид производства вполне конкурентоспособен…
Сейчас рынок республики завален спичками производства России, Беларуси и даже Пакистана, где в помине нет лесных массивов. Обидно, что имея все необходимое сырье, мы не можем изготавливать такую простую, казалось бы, продукцию, как спички.
Согласен, процесс непростой. Здесь, прежде всего, нужны ученые-химики, а в Казахстане нет даже специалистов по производству красок, не говоря о спичках. Но за 30 лет можно было найти выход из положения. Например, актюбинская сера + джамбулский фосфор + кокшетауский лес = кызылординские спички. Что для этого надо? Не скрою, у страны, которая владеет всеми элементами таблицы Менделеева, есть все возможности производить спички.
Спички – изобретение сравнительно недавнее. Судите сами: лишь в 1844 году было объявлено о создании безопасных спичек. В это время уже существовала анестезия, паровой пресс и велосипед. Люди же пользовались огнивом, тем самым, что описал в сказках Ганс Христиан Андерсен. Кстати, спички стали фигурировать во многих произведениях, а затем и фильмах. Любимый фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза» делает из простой палочки с фосфорным наконечником межпланетную валюту.
Своим рождением спичка обязана китайцам. Как-то некие подданные династии Ци, (а это был 550 год), оказались в осаде и без огня. Пришлось изобретать первые спички из серы. Европа появлению такого чуда обязана шведам. Изначально спички были очень ядовиты, в составе головки был белый фосфор. Современные безопасные спички состоят из бертолетовой соли как окислителя и серы как горючего вещества. На коробок намазывают красный фосфор, сульфид сурьмы и т.д.
К началу 1941 года в СССР в год на человека выпускалось по 50 коробок спичек. Проблемы начались после того, как большинство фабрик оказалось на оккупированной территории. До сих пор бабушки помнят спичечный кризис того времени – за коробок отдавали ценные вещи и продукты. После войны производство спичек возобновилось, стоили они 1 копейку, но после распада Союза фабрики обанкротились. Сейчас самой крупной фабрикой называют Балабановскую в Калужской области, а самыми популярными стали сувенирные спички, используют их и в рекламных целях. У спичек есть свой ГОСТ и стандарты качества.
Этикетки от спичечных коробок коллекционируют – это называется филумения. В Советском Союзе выпускались сувенирные наборы, которые сейчас фанаты готовы покупать за тысячи рублей, а совсем уж раритетные экземпляры можно приобрести только за иностранную валюту.
Существуют товары, без которых не может обойтись ни один человек. Хлеб, соль, сахар – продукты первой необходимости, на которые всегда будет спрос. К этой категории можно отнести и спички. Несмотря на появление зажигалок, спички останутся самым популярным способом добычи огня.
Спички нужны для рекламы, агитации и пропаганды. К примеру, в рамках реализации программ «Культурное наследие» или «Рухани жаңғыру» можно запечатлеть фотографии видных общественных деятелей, акынов, батыров. Раньше были спички, на коробках которых были портреты известных личностей, ученых, рисунки животного мира. Использовали их, как агитплакаты или доску объявления. Например, «Всесоюзная перепись населения – всенародное дело», «Берегите хлеб», «Пьянству – бой», «Больных гриппом необходимо изолировать» и прочее. А еще печатали разные юбилейные даты.
Почему, спрашивается, когда пользуетесь спичками, адрес изготовителя находится сверху и приходится переворачивать коробку? Потому что, там реклама. Можно напечатать телефоны городских экстренных служб. Можно, конечно, сделать рекламу
производителя.
Для эксперимента мы купили разные спички, которые стоят 10-15 тенге за коробок. Среди тестируемых была и коробочка фирменных казахстанских спичек с красной серой. К слову, одна коробка белорусского производства была представлена спичками с зеленой серой, которые на деле оказались очень пахучими, со стойким запахом.
Раньше в спичечные коробки укладывалось по стандарту 50 спичек, в некоторых коробочках большего размера – 70 штук. Сейчас такого количества спичек ни в одном из фирменных коробков мы не насчитали. Зато в каждой коробке белорусских спичек мы обнаружили равное количество спичек.
Для испытаний брали по 10 спичек из каждой коробки, поджигали и смотрели, как ярко они горят и насколько быстро гаснут. С заданием справились все спички, но по стойкости пламени, все же в лидерах оказались самые распространенные в наших магазинах спички российского производства.
Помимо обычных бытовых спичек существует около 100 видов специальных, различающихся размером, цветом, составом и степенью горения. Самыми распространёнными видами являются штормовые, которые горят даже под водой и на ветру (ветровые, охотничьи). Термическими спичками можно паять (сваривать), так как они испускают большое количество тепла, сигнальные способны выделять цветное пламя, каминные и газовые – длинные спички для разжигания каминов и газовых плит и декоративные (сувенирные) – подарочные спички, часто имеют цветную головку.
Спичка, как известно, имеет достаточно простое строение: деревянная основа и головка. Но её производство включает в себя достаточно много этапов. При желании открыть бизнес по производству спичек, стоит начинать с самого ходового товара: бытовых спичек. Но, производство спичек – дело опасное, так как используется горючее химическое сырьё и древесина. Поэтому следует помнить о правилах пожарной безопасности, учреждённых в РК.
Для успешной реализации спичек следует наладить контакты с крупными закупщиками: это могут быть оптовые базы, обычные магазины и супермаркеты. Можно организовать выпуск охотничьих спичек и продавать их в специализированные магазины. Изготовление сувенирных спичек, спичек с логотипом разных фирм также расширит круг потенциальных потребителей. Важной нишей для дохода является использование спичек как рекламной площади. Бытовые спички покупают потребители с низким и средним достатком, следовательно, можно найти фирмы, товар которых ориентирован на такого же покупателя, и предложить им свои услуги.
Спички на современной кухне хоть и выглядят анахронизмом, нет-нет, да иногда и им находится применение. Но в последнее время потребители стали замечать, что некогда «пухлые» коробки заметно «похудели», сами спички «постройнели», да и серы на их кончиках осталось совсем немного. Наверное, и мы мельчаем…
Канатбек МАХАНОВ