Марат Филиппович Когут практически всю свою сознательную жизнь работал в областной газете «Ленинский путь», «Путь Ленина» (нынешняя «Кызылординские вести»), возглавлял областной совет профессиональных союзов, выйдя на заслуженный отдых, был первым председателем областного совета ветеранов войны и труда.
С Маратом Филипповичем я близко познакомился в 1980-е годы, когда работал в обкоме партии. Знакомство же с его сыном Борисом состоялось гораздо раньше, в середине 1960-х, когда мы были школьниками. Семья Когут была эвакуирована из Украины в Казахстан в начале Великой Отечественной войны и поселилась на станции Солотобе (колхоз «Коммунистический Интерна-ционал молодежи»). В 1942 году Марат Филиппович поступил в Ташкентское военное училище на курсы радистов, окончив которые пошел защищать свою Отчизну, участвовал в боевых сражениях Западного, I-го и III-го Украинского и III-го Белорусского фронтов. Принимал участие в войне с Японией. Имеет боевые награды.
Домой вернулся только в 1947 году и навсегда связал свою жизнь с низовьями Сырдарьи. Здесь окончил Кызылординский педагогический институт, историк. Свою трудовую деятельность начал завучем школы №3 имени Ворошилова, затем школы №5 имени 20-летия ВЛКСМ, был инспектором городского отдела народного образования. Работал лектором горкома партии, заведующим идеологическим отделом горкома, заместителем завотделом пропаганды и агитации обкома партии. С марта 1955 года занимал должности завотделом, заместителя редактора, а в 1965-1973 годы был редактором областной газеты «Путь Ленина».
Многие старожилы города, очевидно, помнят, что тогда редакция газеты находилась рядом с нынешним зданием областной прокуратуры по улице Дзержинского, 8, а я тогда жил рядом на этой же улице. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия рядом с нами (по улице Колхозной, 60) жил удивительный человек Михаил Давидович Ромм с супругой Мультой Моисеевной. Михаил Давидович тогда работал завотделом подписных изданий в книготорге (сейчас напротив городского парка) и футбольным обозревателем в областной газете. Этот высокий и сухощавый на вид человек был хорошим рассказчиком. По вечерам, когда мы заканчивали гонять мяч как раз напротив его дома, он рассказывал нам интересные байки. Что играл в футбол за итальянскую команду «Фиорентина», сборные Москвы и Ленинграда, был капитаном команд, тренировал братьев Старостиных. Мы вначале это принимали за розыгрыш, но со временем поняли, что Михаил Давидович был не фантазером, а действительно тем человеком, за которого себя выдавал. В 1943 году он был репрессирован и сослан в Кызылорду, работал футбольным обозревателем газеты, а позднее написал книгу «Я болею за Спартак».
Я пишу об этом потому, что хочу подчеркнуть, какими замечательными людьми были коллеги по работе у Марата Филипповича. Они многое дали начинающему журналисту, а затем главному редактору. Как правило, М.Когут при подборе сотрудников в газету первостепенное внимание обращал на их творческие начала и неординарность мышления. Перечислю только тех, кого я лично знал, и кто делал областную газету живой и интересной (читабельной). Это Аким Ефимович Ильичев, Евгений Федорович Дмитриев, Евгений Харитонович Хан, Владимир Геннадьевич Цой, Энта Вульфовна Гуревич, Юрий Дмитриевич Гольдфарб, Тен Дык Пак, Владимир Федорович Пак, Сан Чер Ким, Ким Санин, Валентина Сергеевна Баранова и другие. С некоторыми из них мне пришлось тесно работать при подготовке материалов для партийных конференций и пленумов (Цой В.Г., Ким Санин), с другими (Пак В.Ф., Гольдфарб Ю.Д.) — болеть за кызылординские команды на различных спортивных соревнованиях, с третьими (Баранова В.С.) – жить по соседству. Они всегда отмечали в Марате Филипповиче скромность, высокий профессионализм и человечность. Его
мудрость, острота ума и жизненного восприятия, находчивость, порой и строптивость, делали областную газету интересной. Редакторские правки всегда были своевременны и уместны. Марат Филиппович никогда не забывал повторять своим братьям по перу, что именно они, представители самой контактной профессии, день за днем, слово за словом пишут ежедневную историю Приаралья.
Работать в те годы в печатных органах партийных комитетов было с одной стороны престижно и почетно, но в то же время это накладывало огромную ответственность, в первую очередь на выпускающего редактора. Одна ошибка или неточность при ручном наборе в типографии, и ты мог остаться без работы. Именно внимательность и скрупулезность Марата Филипповича позволили ему своевременно принять меры и устранить ошибку, которая была бы равносильна его политической смерти. 8 мая 1965 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 городам было присвоено почетное звание «Город-герой», а Брестской крепости — «Крепость-герой». В последующие годы средства массовой информации в целях патриотического воспитания подрастающего поколения должны были придерживаться такого написания перед Днем Победы. Заголовок выпускаемой статьи газеты «Путь Ленина» звучал примерно так – «Ленинград – город герой». Буквально перед её запуском в тираж, глубоко за полночь, в типографии Маратом Филипповичем была выявлена ошибка в первом слове заголовка, в ней была пропущена буква «Р». А ведь до этого газета была вычитана несколькими людьми, в том числе корректором, дежурным редактором, «светлым глазом» из числа творческих журналистов.
Позже, работая в областном совете профсоюзов (1974-1985 годы), Марат Филиппович также смог сформировать работоспособный коллектив. Участники ВОВ Жумабай Абдреев, Кенес Исмагулович Калиев, ветераны профсоюзного движения Елисей Александрович Югай, Зинабдин Мамбетов, Асан Куразбаев, Виталий Алексеевич Лян, а также Дина Есжановна Айсина, Ильдар Гелимханович Фазильжанов, Ляйла Кулумбетова, Гульжамал Рабаевна Рысмухамедова, Амангельды Ерубаев, Шамшия Абдукаримова, Куаныш Садыбеков, Виктор Михайлович Неудачин, Александр Федорович Акимов, Виктор Иванович Белов, Райкуль Байназарова и другие были знатоками своего дела, стояли на защите интересов работников.
Где бы не работал, и какую бы должность не занимал Марат Филиппович, он всегда уделял большое внимание подготовке профессиональных кадров из числа молодых работников, передавал им свой богатейший опыт. Через его наставническую школу прошло немало людей. Например, ученик М.Когута Евгений Харитонович Хан, начиная с 1967 года работал под его началом, был заместителем редактора областной газеты «Путь Ленина». Именно Марат Филиппович, хорошо знающий профессиональные и деловые качества своего ученика, будет в 1984 году на бюро обкома партии рекомендовать его на должность главного редактора этой газеты. Как мне рассказывал свидетель этого заседания бюро обкома партии бывший заворготделом Н.У.Уалиев, и первый секретарь Такей Есетов, и секретарь обкома партии Даурхан Айдаров, курирующий эту сферу, всецело поддержали кандидатуру председателя облсовпрофа.
Доводы М.Когута были убедительными. Вот лишь несколько из них, приведенные мне Нурдильдой Уалиевичем: «Е.Х.Хан в течение нескольких лет работал в редакции в качестве замредактора, хорошо знает область, традиции и обычаи низовьев Сырдарьи, имеет навыки работы с нынешними журналистами, их сильные и слабые стороны, окончил Московскую партийную школу по специальности «журналистика», успел несколько лет поработать начальником областного управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, что также немаловажно для главного редактора областной газеты». Предложение обкома партии поддержало ЦК Компартии Казахстана, и Хан Е.Х. утвердили главным редактором областной газеты.
Почетный гражданин Кызылординской области, кавалер ордена «Парасат», заслуженный педагог Марк Захарович Подольский считает М.Когута своим наставником. «Марат Филиппович был по жизни моим Учителем. Высоко порядочный и добрейший человек, интеллигентная и образованная личность, с которым я мог посоветоваться и получить необходимую консультацию. Его пожелания и наставления служили для меня ориентиром, как в моей педагогической деятельности, так и в быту. Всегда стоял на стороне обиженных людей, защищая их интересы и чаяния. Это было, и, когда он был редактором областной газеты, и, когда был председателем облсовпрофа. Его главной ценностью было то, что он умел выслушать боль и тревогу людей и донести её до властных структур, оказать содействие в их разрешении. Был хорошим собеседником и оратором, мог на понятном, простом языке донести до людей свои мысли и программные цели», — отмечал М.З.Подольский.
В подтверждении этой мысли Марка Захаровича хотел бы привести выступление Марата Филипповича на сессии областного Совета народных депутатов от 19 июня 1980 года: «Полевой стан считают вторым домом рисовода. Этим сказано все. А между тем это не совсем понимают некоторые руководители. Неужели у наших руководителей на селе — директоров совхозов, некоторых начальников райсельхозуправлений — настолько зачерствели души, что они могут спокойно реагировать на условия, в которых сельчане живут добрую половину года?».
М.Когут всегда выступал за то, чтобы свести к минимуму количество всевозможных проверок низовых трудовых коллективов со стороны вышестоящих государственных органов. Подчеркивал, что должны быть скоординированы планы проверок, командировок работников всех ведомств и организаций областного уровня в районах, городах. Нужно доверять кадрам и специалистам внизу, давать им простор для развития инициативы и самостоятельности, отойти от мелочной опеки, что вредит продвижению вперед. Считал, что центр организаторской работы должен переноситься на места. (Фонд 268, опись 1, дело 11462 филиал архива общественно-политической истории Кызылординского областного управления архивов).
Райкуль Байназарова, работавшая под руководством М.Когута в обл-совпрофе, вспоминает: «Я была избрана секретарем обкома профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений в 1983 году. Марат Филиппович был грамотным и требовательным человеком. Как руководитель профсоюзов области был принципиальным и бескомпромиссным в вопросах соблюдения защиты прав простых людей. Он буквально за руку вел меня, обучая азам делопроизводства, составления деловых бумаг, соблюдения норм требований Устава и Этики профсоюзов. Для этого он не жалел ни сил, ни времени, ни энергии. Был тактичен в общении с людьми и подчиненными, а также доброжелателен к молодым кадрам».
Марат Филиппович в эти годы избирался членом обкома, кандидатом в члены и членом бюро обкома партии, что подчеркивало его высокий авторитет среди партийцев и граждан низовьев Сырдарьи. Его выступления на партийных конференциях, пленумах и бюро обкома партии отличилась конкретностью и лаконичностью. Не было обширных вводных слов, что было обязательным атрибутом тех лет. Как правило, коротко останавливался на сути проблемы и путях его решения. Приведу лишь несколько выдержек из его выступлений на партийных собраниях. Выступая на областной партийной конференции 26 декабря 1980 года, он подчеркнул: «Одной из причин большого потока писем является то, что уже в самом подходе и планировании новых предприятий допускается серьёзная ошибка. Почему-то, считается нормальным, когда предприятие вводится в действие, а жилья для его работников нет, как нет детского сада, яслей и других социально-культурных и бытовых объектов». И далее: «Было бы правильно установить твердый государственный порядок: вводить предприятие в строй действующих лишь тогда, когда его работники будут обеспечены всеми условиями не только для труда, но и отдыха, быта, т.е. в комплексе. Не пусковой минимум нам нужен, а пусковой максимум» (Фонд №268, опись 1, дело 10708 филиал архива общественно-политической истории Кызылординского областного управления архивов).
Он много ездил по регионам, бывал в отдаленных уголках Приаралья, встречался с людьми и их болевые вопросы, узкие места выносил на рассмотрение руководства области. Где-то в 1983 году после поездки в колхоз «Гигант» Шиелийского района он впервые поднял проблему качества питьевой воды в регионе. Она нашла свое продолжение во встрече первого секретаря обкома партии Такея Есетова с руководством Министерства среднего машиностроения, легендарной личностью, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, Государственной и Сталинской премии Ефимом Славским.
Марат Филиппович не побоялся вынести на пленум обкома партии в апреле 1980 года и такую серьезную проблему, как качество риса: «Возьмем такую благополучную для нас отрасль, как рисоводство. Все мы гордимся валовыми сборами, и в определенной мере урожаями. Но ведь многие районы продают государству все еще низкокачественный рис. Что особенно тревожит, доля его из года в год растет» (Фонд 268, опись 1, дело 10714 филиал архива общественно-политической истории Кызылординского областного управления архивов).
Иногда Такей Есетович, как своего ровесника и опытного журналиста, имеющего свою точку зрения, не всегда совпадающую с официальной позицией власти, привлекал М.Когута к редактированию отчетных докладов на партийные конференции.
Вместе с тем Марат Когут хорошо знал казахские обычаи и обряды, был неплохим рассказчиком анекдотов и забавных историй в кругу друзей и знакомых.
За заслуги перед государством, Когут М.Ф. был награжден Орденами Отечественной войны второй степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), 12 медалями.
Почетный гражданин Кызылординской области Д.Е.Айсина, вспоминая годы совместной работы в облсовпрофе, говорит следующее: «В июне 1976 года я была избрана секретарем областного совета профсоюзов. До этого работала главным врачом Теренозекской районной больницы, поэтому мне было поручено курировать социальные вопросы, входящие в сферу деятельности профсоюзов. За время совместной работы (1976-1983 годы) с М.Ф.Когут, многому научилась у него. Как вести себя с людьми, как защищать их интересы. Он был человеком высокой внутренней культуры, не мог позволить себя обидеть или задеть словом личность. Его всегда отличали тактичность и уважительное отношение к окружающим. Будь это его подчиненный или обычный гражданин, пришедший к нему за советом и помощью.
Всем нам импонировала его грамотность, объективность, обстоятельный подход к рассматриваемой проблеме или вопросу. Он был преданным своему делу, большим трудоголиком. И в то же время, был очень строгим и требовательным руководителем. Скрупулезно готовился к заседаниям Президиума облсовпрофа, на которых выносились самые злободневные вопросы.Руководители предприятий и организаций области стремились не попадать в черный список профсоюзов, так как оказанное «недоверие» к ним автоматически приводило к потере должности, и это было невозможно оспорить в судебных органах. Благодаря умелому руководству и личному авторитету Марата Филипповича, его ответственному подходу к порученному делу, облсовпроф всегда был на хорошем счету ВЦСПС и Казсовпрофа.
Я благодарна судьбе, что работала под началом такого опытного и авторитетного руководителя, как М.Ф.Когут. Многому научилась у него, этот бесценный опыт помог мне в моей дальнейшей работе председателя Теренозекского райисполкома и заместителя председателя облисполкома».
Выйдя на пенсию в возрасте 61 года, Марат Филиппович (с ноября 1985 года до распада КПСС) продолжал работать ректором университета марксизма-ленинизма. Однажды в приватной беседе с М.Когут, тогдашний руководитель области Еркин Нуржанович Ауельбеков выразил сожаление, что по его инициативе Марата Филипповича, полного энергией и новым мышлением, прежде-временно отправили на пенсию. Очевидно, поэтому он же и рекомендовал М.Когута возглавить областной совет ветеранов войны и труда. Поэтому в анналах истории этой общественной организации навсегда записано, что он был её первым председателем в 1987-1989 годах.
М.Когут позитивно воспринял горбачевскую перестройку, верил, что люди вдохнут «свежий» глоток воздуха, и наступит конец тоталитаризма. Он очень сильно переживал, когда СССР распался на отдельные государства в 1991 году. Полагаю, что экономические и социальные потрясения стран СНГ сильно повлияли на здоровье Марата Филипповича, и буквально через два года он умер, не дожив до своего 70-летия.
В конце августа этого года М.Когуту исполнилось бы 100 лет. Очень важно, чтобы общественность и власть низовьев Сырдарьи не забыли об этой дате.
Кенес МАХАМБЕТОВ,
ветеран труда, Астана