СОЛЬ НА РАНУ или быть ли Малому Аралу? - «Кызылординские Вести»

СОЛЬ НА РАНУ или быть ли Малому Аралу?

07.12.2023

465 0

Старшее поколение жителей области наверняка хорошо помнит, каким был Арал еще полвека назад. По сути, это бессточный водоем, другими словами, озеро. Но благодаря своим размерам и величине это было настоящее море с бескрайней гладью, пароходами, рыболовецкими судами, морским портом и штормами. Обо всем этом напоминают сохранившиеся «скелеты» портовых кранов, которые сегодня возвышаются над соседними постройками почти в самом центре Аральска.

Во второй половине прошлого века началось резкое обмеление моря, а спустя несколько десятилетий оно оказалось на грани исчезновения. И лишь благодаря реализации первого этапа проекта «Регулирование русла Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» удалось возродить Малое Аральское море. Однако, по сути, это уже не тот Арал, к которому привыкли испокон веков жившие на его берегах люди. Поэтому, если сегодня спросить любого жителя района о его заветной мечте, он скажет, что хотел бы видеть безбрежное море, подступающее к самому городу, заводы, которые перерабатывали аральскую рыбу и отправляли ее во все уголки страны, слышать протяжные гудки рыболовных судов.

Много труда в изучение проблемы Арала вложил директор Аральского филиала ТОО «Научно-исследовательский институт экологии и биоресурсов Арало-Сырдарьинского бассейна», почетный ветеран рыбной отрасли Казахстана Зауалхан Ермаханов. Аксакал представляет старшее поколение жителей района, которым удалось не только видеть своими глазами настоящее море, подступавшее к городским окраинам, но и самим быть в гуще той, ставшей уже далекой жизни.

В 1989 году произошло то, чего опасались не только жители района, но и все прогрессивное человечество, кому небезразлична судьба Арала – произошло разделение моря по проливу Берга на две половины. В результате северную часть моря стали называть Малым, а южную – Большим Аральским морем. Позже стало ясно, что сохранить море уже невозможно. Поэтому было принято решение полностью направлять воду из Сырдарьи в Малый Арал.

Как вспоминает аксакал, первые шаги, направленные на возрождение Малого Аральского моря, были предприняты еще в 1992 году. Одним из них стало строительство Кокаральской насыпной плотины через пролив Берга. Однако весной 1993-го в Сырдарью стало поступать слишком много воды, которая в апреле смыла достаточно шаткое сооружение. Спустя три года плотину восстановили.

— Хорошо помню 1996 год, когда плотина обрела свой прежний облик, — рассказал он. — В результате появилась возможность направлять в Малое Аральское море весь объем воды, поступающей по Сырдарье, — от трех до восьми кубокилометров ежегодно. Это привело к улучшению экологической ситуации в регионе. В частности, впервые за три десятка лет в море приостановилось снижение уровня воды. А последующие три года он поднялся на 2,5 метра. Кроме того, стал снижаться уровень засоленности морской воды. В 1991-1998 годах, например, она снизилась с 33,8 г/л до 14,5 грамма на литр. В успевшее к тому времени высохнуть море вернулась вода, были заполнены Сарышыганак и другие водоемы, приостановилось пересыхание речки, соединяющей Малый Арал с Большим морем.

Однако насыпная плотина из песка, к тому же не имевшая установки по регулированию подачи воды в Большой Арал, в результате сильного шторма 22 апреля 1999 года была разрушена вновь. И вновь в течение 1999-2000 годов уровень Арала снизился на три метра, огромное количество воды ушло в Большое море. Самый нижний уровень моря по Балтийской шкале достиг 39,0 метра, а вода, ушедшая в Большое море, унесла большое количество рыбы. А поскольку не было речки, соединяющей две части моря, в летние месяцы произошел массовый мор рыбы. Наряду с этим, от Малого моря отделились заливы Бутакова и Сарышыганак, в которых заметно повысилось содержание солей.

Именно в этот непростой период был разработан проект РРССАМ. При поддержке Правительства Казахстана он был финансирован Всемирным банком. В рамках проекта века планировалось в заливе Берга построить Кокаральскую плотину с регулятором потоков воды, а в 25 километрах выше устья Сырдарьи — гидросооружение Аклак. Кроме того, было запланировано провести капитальный ремонт Кызылординской, Казалинской и Шардаринской плотин.

Как результат строительства Кокаральской плотины начал расти уровень воды в Малом Арале, который в середине апреля 2006 года поднялся с 39,0 до 42,0 метра по Балтийской шкале. Объем воды в море достиг 27,07 кубокилометра, площадь водной глади — 3288 квадратных километров, протяженность береговой линии — 435 километров. А вот в Большом море засоленность воды достигла 100 граммов на литр, исчезла рыба, а вместо нее в большом количестве появились рачки Артемия салина.

Что касается Малого Арала, то здесь ситуация стала резко меняться в лучшую сторону. Если в начале 1990-х соленость морской воды была равна солености океанической, то в 2006-2007 годах она снизилась до 10-11 граммов на литр. Это дало толчок возрождению ремесла аральского рыбака, количество видов рыбы достигло 22-х. На востоке, северо-востоке, юге и юго-западе Малого моря появились места для нереста рыбы.

— В 1990-2000 годах из промысловых видов в море обитала лишь камбала-глосса, — рассказывает Зауалбек ага. – Со временем здесь стало расти количество сазана, плотвы, леща, судака, жереха, чехони, щуки, красноперки, сома, змееголова, белого амура, толстолоба и других видов рыбы. Наряду с этим, заметно выросло количество редких в этих местах аральского шипа и усача, которые занесены в Красную книгу РК. Значительно улучшилась экологическая ситуация, в последнее время в море вылавливается шесть-семь тысяч тонн рыбы ежегодно.

Как говорит аксакал, это результат реализации лишь первой фазы проекта РРССАМ. Если будет реализован второй этап, то появится возможность поднять уровень Малого Арала до 48,0 метра по Балтийской шкале, не допустить перетока рыбы в Большой Арал. Также можно будет на участках Бутакова, Шевченко, в озерной системе Камыстыбас запустить различные виды рачков, заполнить водой озера Жаланаш, Большой и Малый Сарышыганак, Шомишколь, Карасор и другие водоемы. Кроме того, появится возможность запустить в море из озерных систем мальки карпа, белого амура, белого и пятнистого толстолоба, жереха, судака и осетровых, что позволило бы увеличить объемы промыслового лова рыбы.

Но нужно признать: опасность дальнейшего обмеления Малого Арала сохраняется. Этому способствует маловодье, которое увеличивается из года в год. В одном из интервью республиканскому СМИ З.Ермаханов заявил, что есть реальная опасность того, что Арал может превратиться в мертвое море. Первая и главная причина — с каждым годом все меньше воды туда поступает из Сырдарьи, что стало причиной увеличения содержания солей в морской воде. Сейчас в ней содержится 13 граммов солей на литр. А когда концентрация достигнет 16 граммов, рыба начнет гибнуть.

— Если не будут приняты срочные меры на уровне государства, то велика вероятность того, что Малый Арал потеряет свою главную миссию кормильца людей, — говорит директор Аральского филиала НИИ экологии и биоресурсов Арало-Сырдарьинского бассейна. – Испокон веков рыба на Арале нерестилась при содержании десяти граммов солей на литр морской воды. Если же ее концентрация увеличится, то нереститься рыбе будет очень трудно. И даже если рыба отнерестится, то появление мальков из икринок будет под большим вопросом.

Как бы ни хотелось завершить публикацию на мажорной ноте, не получилось. Как говорилось выше, в настоящее время засоленность морской воды составляет 13 граммов на литр. Это приводит к сокращению рыбных запасов, соответственно, объемов ее добычи. Как считают ученые, в результате значительного сокращения поступления воды по Сырдарье 30 процентов акватории Малого Арала уже непригодно для обитания традиционных видов рыбы. Потому нужны срочные меры, направленные на спасение Малого Арала, иначе будет нанесен невосполнимый урон природе и всему человечеству.

Казбек БОТАЕВ

Читайте также: