Сохранить культурный код нации - «Кызылординские Вести»

Сохранить культурный код нации

07.10.2025

6 0

img 7922

Кызылординскую область с целью изучения состояния нематериального культурного наследия региона посетила экспедиционная группа, которую возглавила кандидат педагогических наук, профессор, член Национального комитета по охране нематериального культурного наследия РК Жанерке Шайгозова. В состав экспедиции, организованной в рамках технического гранта ЮНЕСКО, вошли режиссёр-документалист автор ряда фильмов о традиционной культуре казахов Алексей Каменский и оператор, специализирующийся на этнографической съёмке Виктор Степанов.

Согласно Конвенции ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие предков прослеживается в пяти видах человеческой жизнедеятельности. Это устные традиции и формы выражения, в том числе языки этносов и народностей, исполнительское искусство, в том числе традиционная музыка, танцы и театр, социальные практики – обычаи, традиции, праздники, знания и суеверия, относящиеся к природным явлениям, традиционные ремесла.

img 7944

– Цель полевой экспедиции – инвентаризация объектов нематериального культурного наследия народа и составление списка ныне здравствующих носителей этой культуры: имена, фамилии, возраст, вид деятельности, от кого переняли, проводим фото-, видеосъемки. Например, сколько в регионе проживает термеши, жырау, мастеров декоративно-прикладного искусства. Это очень кропотливая и трудоемкая работа. В результате нынешней экспедиции, которая длилась в течение недели, мы успели выявить и записать, возможно, только десять процентов людей, чье творчество представляет интерес с точки зрения анализа и систематизации нематериального культурного наследия с целью дальнейшего внесения самых уникальных образцов в список ЮНЕСКО, – считает руководитель экспедиции Ж.Шайгозова.

В Кызылординской области, по данным на 2019 год, численность представителей титульной нации составила 96 процентов, хорошо сохранилось богатое культурное наследие народа: традиции и обычаи, музыкальные жанры, а также различные виды народных промыслов и ремесел.

img 7932

Свою работу члены экспедиции вместе со съемочной группой начали с северного, Аральского района. Как известно, на территории Приаралья сформирован целый пласт народного музыкально-поэтического творчества, ставшего вершиной словесного искусства кочевых казахов. Не случайно в народе бытует устойчивое выражение «Сыр елі – жыр елі», что дословно означает «Земля Сыра – край песен». В регионе сложилось несколько школ традиционного исполнительского искусства: школа Нуртугана жырау в Аральске, Нартая – в Шиели, Жиенбая и Сарсенбая жырау – в Кармакши. В ходе поездки по региону экспедицией были зафиксированы редкие образцы терме в исполнении местных акынов и жырши.

Члены экспедиционной группы сняли видеосюжеты о местных ремесленниках: мастере по дереву Толганбеке Омарове и мастерах по железу семейной династии Жаленовых из Казалинского района, рукодельницах по традиционному войлоковалянию, ковроткачеству, плетению чия, вышиванию из Шиелийского, Сырдарьинского районов. Как отметила Ж.Шайгозова, нынешняя экспедиция в первую очередь направлена на выявление и изучение состояния таких элементов нематериального культурного наследия, как ковроткачество, искусство изготовления юрт и музыкально-поэтическое искусство – терме.

Хранители древних традиций

Ковроткачество – это феномен мировой культуры. Издревле казахские мастерицы ткали ковры: безворсовые алаша и ворсовые кілем, а также яркие и разноцветные подушки, элементы казахской юрты – баскуры и циновки.

– В настоящее время традиции ручного ткачества в Кызылординской области сохранились лишь в отдельных аулах. Нам удалось встретиться с носителями этого вида декоративно-прикладного искусства, зафиксировать и задокументировать технику создания ковров и особенности орнаментальной символики, применяемой при их изготовлении. К сожалению, в регионе выявлено очень мало носителей этой древней традиции. Это Роза Алибатырова, Салтанат Кожантаева и Салтанат Абдраманова, Майя Калжанова, Злиха Календерова, Асия Садыкова, Гульнар Анапия-
ева и другие. Многие мастерицы находятся в преклонном возрасте. В связи с чем есть серьезные опасения, что древнее искусство предков будет утеряно, – сокрушается Ж.Шайгозова.

Кузнецы и гончары, рукодельницы и ткачихи, зергеры и деревщики, в целом, все они, черпая вдохновение в народной жизни, от поколения к поколению передавали секреты своего ремесла. Кызылординский регион – край, где хорошо сохранились традиции и обычаи народа. На земле Приаралья существовали очаги древнейшей цивилизации, об этом свидетельствуют найденные на территории области исторические находки эпохи кочевых и полукочевых саков, других племенных объединений и народов. Жившие в низовьях Сырдарьи тюркские народности строили города, ставшие центрами торговли и ремесел. Существовавшие на маршруте Великого Шелкового пути города и поселения Чирик-Рабат, Жанкент, Жент, Озгент, Сыганак были крупнейшими очагами цивилизации. Их жители, совершенствуя гончарное, литейное, кузнечное, ювелирное ремесла, войлочное производство и ковроткачество, сыграли особую роль в развитии национального декоративно-прикладного искусства.

Народные ремесла предков, способы обработки материалов продолжают кызылординские мастера. Красота прикладного искусства края создана из сплава кочевых и оседлых культур, исторически сформировавшихся на территории древней земли Сыра. Старинным, почти забытым сегодня ремеслом – изготовлением ворсовых ковров – занимаются жительницы аула Айдарлы Сырдарьинского района Роза Алибатырова и Салтанат Абдраманова.

– Любовь к рукоделию я переняла от матери. Правда, она не ткала ковры, но мастерски пряла пряжу из овечьей шерсти. В детстве меня и сестру, которая старше меня на два года, учила вязать из шерстяных ниток баскуры и уыки, циновки из чия для убранства юрты. Тогда мне было всего восемь-девять лет. Позже мама привела меня к Тынай апа, которая славилась в округе как мастерица по изготовлению ковров. Так, лет с пятнадцати я приобщилась к этому искусству и начала ткать ковры. После школы окончила училище, работала дояркой и даже водила трактор, но занятия ковроткачеством не оставила. После устроилась на работу в швейный цех у нас в Айдарлы, которым заведовала Роза Алибатырова. В мастерской научилась у Розы апа ткать безворсовые ковры. После замужества несколько лет пасла овец, а потом под влиянием своей наставницы снова возобновила любимое занятие, – рассказывает С.Абдраманова.

Нужна государственная поддержка

Женщина сетует, что сегодня мало девушек и женщин, которые интересуются искусством наших бабушек, и опасается, что уникальное ремесло предков будет предано забвению и уйдет в небытие вместе с ними. Ныне мастерицы проводят мастер-классы в школах, учреждениях культуры, которые посещают школьницы, молодые женщины и учатся секретам ковроткачества. Но, к большому огорчению Салтанат апа, среди них не нашлось тех, кто захотел бы продолжить это дело.

– Дело в том, что прокормить семью, занимаясь ковроткачеством, трудно. Изготовлением ковров мы занимаемся только по заказу. Их очень мало. Ткать ковры, ориентируясь на широкого покупателя, нет смысла, так как ковры плохо продаются. Мы готовы научить женщин всему, что умеем. Не только ткать ковры, но и шить лоскутные одеяла и корпе, вязать баскуры, словом, передать молодым все, чем сами владеем. Интерес есть, но из-за сложностей с реализацией никто не берется за это дело всерьез, – считает мастерица.

Ковры ручной работы – это шедевры, изготовленные в единственном экземпляре, эксклюзив. Похоже, что это хорошо понимают зарубежные ценители красоты. Как сообщила С.Абдраманова, в прошлом году к ним в аул приезжала предпринимательница из Японии и купила ковры, сотканные руками айдарлинских мастериц. Как выяснилось, предпринимательница содержит в Японии собственный магазин под названием «Сункар», где покупателям предлагают декоративные изделия кыргызских и казахских мастеров. Вещи эти охотно покупают японские ценители раритетных вещей.

– Очень хотелось, чтобы такой же интерес был и в нашей стране. Нам необходима государственная поддержка, чтобы открыть хотя бы небольшой цех, чтобы выполнять государственные заказы. Мы могли бы нанять молодых женщин, платить им зарплату. Все мы знаем, сколько в аулах безработных женщин. У меня есть немало учениц, которые научились ремеслу. Сегодня этому делу я учу свою маленькую внучку, – говорит С.Абдраманова.

По итогам экспедиции состоялся семинар, на который были приглашены сотрудники областного управления культуры, архивов и документации, руководители подведомственных организаций и учреждений. Участники встречи обсудили план дальнейших мер в этом направлении, определены координаторы и лица, ответственные за продолжение работы по сохранению и передаче элементов наследия на местах.

Подводя итоги полевой экспедиции, Ж.Шайгозова подчеркнула, что для сохранения нематериального наследия региона, особенно знаменитого присырдарьинского ковра, необходимо по примеру кружков по традиционному музыкальному творчеству открывать кружки по ковроткачеству, чиеплетению, другим древним женским ремеслам казахов. Необходима всесторонняя поддержка мастеров, в том числе открытие центра.

Также особое сожаление вызывает то обстоятельство, что в области не выявлено ни одного мастера по изготовлению деревянного остова юрты, которая внесена в Репрезентативный список ЮНЕСКО. Это большая проблема, которая требует своего решения и усилий многих заинтересованных сторон. 

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: