Слово пацана - «Кызылординские Вести»

Слово пацана

09.12.2023

510 0

Сериал «Слово пацана: кровь на асфальте» российского режиссера Жоры Крыжовникова, недавно вышедший на экраны, вызвал бурную полемику среди пользователей социальных сетей. И если одни категорически настаивают на том, что такое кино нужно запретить, то другие признают его очень интересным и даже в какой-то мере полезным в воспитательном плане.

Тут самое время вспомнить, что это не первый фильм, который обвиняют во влиянии на неокрепшие умы молодежи. Нашумевшие фильмы постперестроечного периода, такие как «Меня зовут Арлекино», «Маленькая Вера», «Рэкетир» и «Бригада» — в свое время очень многими считались провокационными, пропагандирующими насилие, аморальный образ жизни и идеализирующими «блатную романтику».

Не для кого не секрет, что во все времена подростки ищут новые ролевые модели, проверяют мир на прочность и достоверность. Но трудно не согласиться с тем, что такого рода фильмы очень опасны именно для раннего и среднего подросткового возраста, когда нет еще устойчивых конструкций морали для анализа мотивов и последствий действий, когда не читаются метафоры, доступные взрослым. Когда насилие ради насилия принимается буквально, как чуть ли не единственно возможный вариант поведения.

Конечно, возрастной ценз в 18+ на всех этих фильмах при нынешней доступности не остановит никого. Так может все-таки тогда лучше не запрещать, а объяснять? Ведь запреты зачастую не работают, а наоборот, вызывают протест и совершенно обратную ожидаемой реакцию.

Как и в конце прошлого века, так и сейчас мы, взрослые, редко пытаемся понять подростков, наоборот стараемся запихать их в удобные для себя рамки. И в этих фильмах это зачастую очень хорошо показано. Также, как и в новом сериале. Ведь как-то так получается, что дети из очень благополучных семей оказываются в уличных бандах, пока мамы и папы работают на нескольких работах, чтобы в доме был достаток. Мы, родители, склонны винить в этом плохую компанию, компьютерные игры, жестокие фильмы, но только не себя.

Хеппи энда не будет

Есть такая поговорка: «Все и всегда заканчивается хорошо. Если все плохо, значит это еще не конец». Так вот в этом конкретном случае, когда подростка уже засосала «блатная романтика», все и всегда заканчивается плохо. Я не буду сейчас пересказывать содержание сериала, все кто захочет с ним ознакомиться, могут легко это сделать.

Моя юность как раз пришлась на эти неспокойные годы. И на примере своих одноклассников и ребят из параллельных классов мы увидели, что построить свою жизнь удалось только тем, кто вовремя от всего этого отошел. Для некоторых избавлением стал призыв в армию, для других переезд, для третьих обзаведение крепкими семьями. Но были и такие, кто не смог вовремя остановиться.

Помню для всех нас шоком стало, когда в соседнем дворе застрелили 18-летнего парня, который провожал девчонку. Это сделали такие же молодые ребята из соседнего района, которые зачем-то гуляли в ночи с обрезом, непонятно где добытым.

Как потом они оправдывались, убивать не хотели, стреляли по ногам, а парень, чтобы увернуться от пули, присел, и пуля попала прямо в сердце. Погибший юноша был единственным сыном у мамы. Родила она его поздно, без мужа, как говорится для себя. Женщина не смогла справиться с горем, она сошла с ума, родственники определили ее в больницу. А ребята, убившие парня, получили сроки.

В нашем дворе в те годы очень часто проходили стычки — дрались как это тогда называлось «район на район». Я могла все эти баталии наблюдать из окна своей квартиры. Очень страдали машины, стоящие во дворе, ведь летящие камни и куски арматуры, наносил им большой урон. А нередко, именно на них их владельцы добывали пропитание своим семьям, занимаясь частным извозом.

Однажды в такой драке металлической трубой перебили позвоночник 16-летнему школьнику. В таких случаях, как известно, нельзя трогать пострадавшего, но «друзья» не бросили его в беде и унесли с «поля боя». В итоге, что-то там бесповоротно сместилось и на всю оставшуюся жизнь мальчик сел в инвалидное кресло. Кстати, виновного не нашли.

Сейчас, изредка доходят слухи, что те, кто отсидел из наших ровесников, к нормальной жизни так и не вернулись. Сильные, здоровые и еще совсем не старые ребята, тихо спиваются. От некоторых из них отказываются семьи, а кто-то и сам уходит из родного дома в поисках лучшей доли.

И сейчас, когда в темноте зимнего вечера ты вынужден идти мимо толпы праздношатающихся подростков, душа поневоле уходит в пятки, поскольку никто не знает, что у них на уме.

Анна РОМАНОВА

Читайте также: