Сильны традициями - «Кызылординские Вести»

Сильны традициями

04.10.2022

536 0

2 1

Во все времена праздники и игры имели огромное общественное значение у любого народа. Они возникли еще в далекой древности и в течение веков трансформировались. Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. Кочевой образ жизни обязывал казахов уже с юного возраста быть отличными наездниками и мастерски обращаться с лошадью. Со временем из этой бытовой необходимости и появились конные игры. Некоторые из них придумывались исключительно как тренировка ловкости и мастерства наездников, другие были лишь развлечением на праздниках. Конные игры по сей день обязательно устраиваются на всех крупных праздничных торжествах.

Кокпар известен с древних времен и является национальной игрой казахов и других народов Центральной Азии. В казахской игре принимают участие джигиты аулов, соседствующих по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было соревнование на силу, ловкость, выносливость, на умение держаться в седле. В день состязаний все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за нее, которая могла продолжаться с обеда до вечера. Состязания проводились верхом на лошадях. Побеждал аул, у которого в итоге борьбы окажется туша козла. Затем джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с «боевым трофеем», и жители поздравляли их и дарили подарки.

Существуют два варианта игры кокпар. В первом под названием дода-тартыс в состязаниях принимают участие джигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Во втором варианте баталии за тушу могут вестись джигитами одного аула между собой. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.

Еще одна из интереснейших казахских конно-спортивных игр – аударыспак. Ее создали для улучшения физической подготовки наездников, их ловкости и умения держаться в седле. Это борьба всадников, во время которой они пытаются сбросить друг друга с коней и побеждает тот, кому это удается. Аударыспак проводится во время народных гуляний и праздников, а также существует как самостоятельная спортивная дисциплина. В игре принимают участие два человека, правила относительно простые для понимания: нужно стащить своего противника с лошади за руки.

В казахской национальной игре тенге алу правила таковы: верхом на лошади нужно собрать как можно больше мешочков с монетами, раскиданных до финиша. Раньше в игре использовались серебряные слитки.

Сбивание тымака – это игра, где нужно иметь хорошую интуицию. В землю вставляют шест, который не должен быть выше участника. На шест надевают мужской зимний головной убор – тымак, который чем-то напоминает шапку-ушанку. Обычно он сделан из овчины или пушнины. У тымака особый крой: к основной макушечной части головного убора пришивались четыре меховые полосы. Есть также задняя часть – широкая и длинная, которая предназначена для защиты шеи и части спины от холода. В древности, по тымаку можно было определить из какого жуза и рода владелец.

Участнику состязаний показывают место, где установлен шест с тымаком. Затем человеку завязывают глаза, дают в руки кнут и прокручивают вокруг себя на месте. Игрок должен верхом на лошади сбить тымак с шеста с завязанными глазами. Всего игроку даются три попытки. В случае, если он так и не сбил тымак, должен по просьбе ведущего выполнить его задание – исполнить песню.

Байга также относится к древнейшим конным играм – это скачка на длинную дистанцию. Существуют разные виды байги, зависящие от дистанции скачек: тай-байга, кунан-байга, донен-байга и ат байга. Тай-байга осуществляется на лошадях двухлетках, кунан-байга – на трехлетках на дистанции от полутора до двух километров, донен-байга – на четырехлетках от 2,5 до 5 км. Ат байга – это скачки для взрослых коней, где дистанция уже от пяти до восьми километров. Сейчас байгу проводят на ипподромах.

Жамбы ату – это широко распространенная спортивно-военная игра на меткость среди тюркоязычных народов. Она могла проводиться как верхом на лошади, так и с пешим участником. В состязании предусмотрен приз, который подвешивают на тонкой веревке из конского волоса, ремешке, шесте или жиле. Приз устанавливался на определенной высоте.

Кыз куу можно отнести к играм, которые раньше сопровождали семейно-родовые торжества. Название этой интересной игры дословно переводится как “догнать девушку”. Игра довольно популярна до сих пор, и также проводится верхом на лошадях. Ее аналоги существуют на территории всей Средней Азии. Согласно старому обычаю, игра проводилась между юношей и девушкой (обычно перед их помолвкой). Джигит должен был доказать свое мастерство в наездничестве. По правилам, девушка и юноша верхом на лошадях становятся на старте. Девушка должна стоять в 12-15 метрах впереди от юноши. С сигналом игра начинается. На расстоянии 400-500 метров устанавливается флажок, который обозначает поворотный пункт. Главная цель парня – догнать девушку. Эта игра – интересное увеселительное зрелище для зрителей.

Среди национальных спортивных игр есть и интеллектуальные. К ним относится тогызкумалак – это настольная игра на быстроту вычислений. Обычно она проводится с помощью деревянной игральной доски, в которой девять главных выемок для шариков. У каждой из выемок есть свое название. Есть также две дополнительные выемки, которые называются «казанами» – в них складывают отвоеванные шарики оппонента. Всего каждому игроку выдается по 81 шарику. Для игры используются четыре арифметических действия. Можно заметить, что в основах игры часто встречается цифра «9» – она была священным числом у монголов и многих кочевых народов. Раньше в эту игру играли пастухи, создавая ямочки в земле. Поэтому ее также называли «алгебра чабанов».

В казахской игровой культуре есть место и для детских игр. С асычками у казахов ассоциируется детство. Почти каждый в детстве имел хотя бы один асык – это коленная кость в суставе у овец, баранов или крупного скота. Среди всех асыков был самый большой, который назывался «сақа». Он и ставился на кон и служил призом, который нужно было выбить. Был и специальный асык, которым выбивали другие кости. Для этой игры выбирается ровная площадка, на которой чертят линию, вдоль которой на определенном расстоянии расставляют асыки. Главная цель – выбить чужие асыки, используя свой.

Сейчас турниры по игре в асыки проводят в школах на различных акциях, или же спартакиадах. Но это вовсе не значит, что эта игра предназначена лишь для особых дней – в нее может играть каждый, главное, лишь иметь нужный набор костей.

Орамал – это одна из детских подвижных игр. Слово «орамал» с казахского языка переводится как «платок». В игре должно участвовать не менее пяти или шести детей. Согласно правилам, среди ребят есть один ведущий, который делает узелок из платка и передает его одному из участников. Затем дети встают вокруг водящего и начинают водить хоровод. Потом ведущий должен выкрикнуть слово “стоп”, после чего участники разбегаются в разные стороны, а водящий должен поймать человека с платком. Сам же «избранный» может передавать платочек другим участникам, кроме ведущего. Пойманный участник с платком должен по желанию участников спеть песню, станцевать или рассказать стих. После этого он становится водящим.

Майя АДЕНОВА

Читайте также: