Штрих-код против контрафакта - «Кызылординские Вести»

Штрих-код против контрафакта

01.04.2023

712 0

С 1 апреля в Казахстане вводится обязательная маркировка обуви. Отныне на коробку с каждой парой должен быть нанесен штрих-код, который содержит данные о характеристиках и происхождении товара. Власти уверяют, что так они оградят потребителя от подделок, а представители бизнеса получат выгоду в виде ускорения логистических процессов, приемки, хранения и сбыта товаров.

Напомним читателям, что эта инициатива началась еще в 2019 году, когда страны ЕАЭС согласились маркировать различные товары во избежание «серого» оборота (ввоз контрафактной продукции). С тех пор постепенно маркировку ввели на лекарства, табак, алкоголь и прочие товары. Но именно с обувью вышла заминка, поскольку предприниматели считали, что маркировка этого товара приведет к удорожанию. Сначала бизнесменов готовили к маркировке с 1 июля 2021 года, потом перенесли ее на ноябрь, затем на апрель 2022 года. Поняв, что бизнесмены все еще не готовы, государство решило дать им еще отсрочку на один год – до 1 апреля 2023 года.

Отметим, что маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждой продукции, поступающей в страну и прослеживает ее через уникальный дата-матрикс код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным.

По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара ввезена в страну нелегально. Китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в нашу страну на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в два раза – это почти 780 миллионов долларов. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости.

По мнению специалистов, маркировка товаров имеет много преимуществ. С одной стороны, это способствует развитию цифровой экономики, с другой – сокращает долю «теневой» экономики и снижает оборот нелегальной и некачественной продукции на рынке. Но тут нужно учитывать интересы всех участников рынка.

Взять, к примеру, отечественных производителей. Ясно, что им это выгодно, так как при введении маркировки они получат защиту своего бренда. Но много ли в Казахстане производителей обуви? К сожалению, нет. К тому же казахстанские производители имеют в этом случае государственную поддержку. С 20 марта 2023 года Казахстанский центр индустрии и экспорта Qazindustry начал осуществлять прием заявок от производителей обуви на возмещение их затрат на маркировку.

А как быть предпринимателям, которые продают обувь на рынках города? Ведь понятно, что при внедрении маркировки импорт не остановится, потому что отечественных производителей не так много, чтобы заполнить весь рынок. Его, не секрет, обеспечивают товаром именно представители малого бизнеса, которые приобретают продукцию у турецких, китайских, российских и других производителей и продают в бутиках и на рынках. А для них нет государственных субсидий на возмещение затрат по маркировке. Это значит, они будут проводить ее за свой счет, что, в конечном счете, отразится на стоимости обуви.

 Ерлан Оспанов, вот уже десять лет занимается продажей обуви на одном из рынков города. Еще зимой он закупил обувь на будущий весенне-летний сезон. Сейчас у него тысячи коробок с немаркированной продукцией. И что с ней делать он не знает.

А вот покупатели придерживаются другого мнения и считают, чтобы отличить настоящую турецкую обувь от подделки должна быть маркировка.

– Маркировка нужна, это препятствует поступлению товара, который готовится нелегально. Каждый потребитель имеет право знать, что за обувь он носит, какого она качества, кто производил, – говорит горожанка Сара Бисембаева.

Понятно, что маркировка – это самый эффективный путь к очищению рынка от нелегального товара и недобросовестных участников. Представителям бизнеса дали срок, чтобы они реализовали немаркированный товар, но фактически он не продан. Потому что в этой сфере играют роль сезон и мода. Естественно, часть товара не реализована и лежит на складах, но с 1 апреля она вне закона.

Как дальше будет продаваться обувь и не подорожает ли она? Эти вопросы сейчас больше всего волнуют потребителей, поскольку обувь – нужная для каждого человека продукция. Ее стоимость сильно бьет по кошельку, особенно в начале каждого сезона. Все мы помним прошлогодний ажиотаж, когда люди устраивали битву за сахар. Будем, надеется, что аналогичной ситуации, только теперь из-за обуви, у нас не повторится.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: