Несмотря на то, что сейчас практически во всех общеобразовательных учреждениях работают психологи, социальные педагоги и инспекторы ювенальной полиции, ситуация с подростковой преступностью оставляет желать лучшего. По данным, опубликованным в открытых интернет-источниках, за январь-сентябрь 2025 года в Казахстане к уголовной ответственности привлечено 1703 несовершеннолетних, что на 35 процентов больше, чем за аналогичный период 2024-го. Это самый высокий показатель за такой же срок с 2019 года.
Возникает закономерный вопрос – почему при существующей многоуровневой системе профилактики подростковых правонарушений положение не улучшается?
Для начала немного статистики. По информации областного департамента полиции, сейчас на профилактическом учёте состоят 203 подростка и 178 неблагополучных семей, с которыми ведётся индивидуальная работа. За девять месяцев текущего года к административной ответственности привлечено 7307 родителей за то, что их дети находились в ночное время без сопровождения взрослых. Для сравнения: в прошлом году таких случаев было 5996. В нынешнем году в ночное время 180 несовершеннолетних были замечены в развлекательных заведениях, в 2024-м – 149. За девять месяцев текущего года к уголовной ответственности привлечено 94 подростка, в минувшем году – 62.
Цифры наглядно свидетельствуют о том, что несмотря на профилактические меры полиции и воспитательную работу представителей системы образования, количество подростковых правонарушений растет. Получается, что административные наказания недостаточно стимулируют родителей на выполнение своих обязанностей по воспитанию собственных детей? Или же все-таки современные ребята настолько неуправляемы, что взрослым с ними уже и не совладать? Это побуждает задуматься: где именно происходит сбой – в семье, в школе, в обществе или в самой системе воспитания?
Важно объединить усилия
Сейчас в интернете широко обсуждается вопиющий случай, недавно произошедший в одной из школ Кызылорды, когда шесть старшеклассников жестоко избили сверстника. Как правило, в таких ситуациях руководство учебных заведений делает все для того, чтобы об инциденте никто не узнал за пределами учреждения. Как говорится, не желают выносить сор из избы. Считается, что подобные негативные факты отбрасывают тень на преподавательский состав и всю школу. Дескать, пойдут разговоры о том, что в учебном заведении плохо налажена воспитательная работа, недостаточно следят за учениками, хотя практически во всех учреждениях есть камеры наблюдения. Драки, буллинг, попытки суицида, подростковая беременность – за всё это в определённой степени отвечает школа. А где в этой цепочке воспитания начинается ответственность родителей? Разумеется, со школы никто не снимает обязательства. Как говорят опытные педагоги, дети дома и в учебном заведении – это совершенно разные люди. Но если многолетняя практика сокрытия подростковых правонарушений не дала положительных результатов, может, стоит изменить подход и действовать противоположным образом?
Психолог средней школы №198 имени Ж. Нурманова Роза Аскарова нередко сталкивается с последствиями детских конфликтов и охотно помогает при примирении сторон.
– Любая школа всегда тесно взаимодействует с родителями, – говорит она. – В современных реалиях воспитательный процесс имеет свои особенности. Нередко конфликты начинаются в социальных сетях и мессенджерах. Набирает обороты и кибербуллинг, о котором еще несколько лет назад никто не слышал. Так что всем понятно, что усилия надо объединять. Кстати, что касается растущих цифр, зафиксированных случаев буллинга, вполне возможно это связано с тем, что методы выявления различных конфликтов становятся более эффективными. Сейчас проблему стараются не замалчивать, а решать ее.
По мнению специалистов, в настоящее время буллинг стал одной из самых тревожных социальных проблем, особенно в школах. Его проявления разнообразны – от насмешек и словесных оскорблений до рукоприкладства. Любая форма травли разрушительно влияет на психику ребёнка, вызывая тревогу, депрессию и чувство социальной изоляции.
По словам школьного психолога, в их учебном заведении регулярно проводятся профилактические беседы, тестирования и социометрические опросы, направленные на выявление изолированных или тревожных детей. Однако, как отмечает специалист, даже при постоянной работе педагогов и психологов за подростками не всегда возможно уследить.
Зоны ответственности
Эффективность профилактических мер в процессе воспитания во многом зависит от участия родителей, их вовлечённости и доверительных отношений с ребёнком.
Нередко папы и мамы забывают, что сотрудники школы отвечают за жизнь и здоровье ребёнка лишь в учебное время. Всё, что происходит за пределами учреждения образования – зона ответственности семьи. Однако на практике многие взрослые предпочитают дистанцироваться от проблем воспитания, оправдываясь занятостью или тем, что «учителя должны учить и воспитывать».
– Чаще всего агрессивное поведение ребёнка формируется в семье, – подчёркивает Р. Аскарова. – Дети копируют деструктивные модели поведения, наблюдая за родителями. Когда дома нет доверия и диалога, ребёнок ищет способы самоутверждения в школе – нередко за счёт других. Именно внутренние психологические травмы, чувство неуверенности, недостаток внимания со стороны близких нередко толкают подростков на проявление буллинга в отношении сверстников.
Таким образом, травля в школьной среде – не просто акт жестокости, а отражение эмоциональных проблем, с которыми ребёнок сталкивается в семье. Психолог уверена: современные родители должны понимать, что гаджеты и соцсети не могут заменить живое общение, совместное обсуждение проблем и простое внимание к ребёнку.
Во многих случаях между школой и семьёй выстраиваются не партнёрские, а конфликтные отношения. Учителя жалуются на безразличие родителей, те в свою очередь сетуют на перегруженность школьной программы. В результате теряется главное – сам ребёнок. Пока взрослые спорят о том, кто больше «виноват», подросток остаётся один на один со своими проблемами. Он ищет внимание, поддержку и, не находя их ни дома, ни в школе, может выбрать путь, ведущий к правонарушению.
По мнению Р. Аскаровой, профилактика буллинга и преступности должна начинаться не с наказания, а с воспитания культуры общения, взаимного уважения и эмоциональной устойчивости.
– Нужно учить ребёнка слышать другого человека, выражать свои эмоции и решать конфликты мирно, – говорит она. – Это долгий, но единственно правильный путь. Чтобы спасти детей от опасных ошибок, взрослым пора вспомнить простую истину: воспитание начинается не в кабинете психолога и не на уроке, а дома – с родительского примера, заботы и внимания.
Альфия ГАВЫЧЕВА