Тема бесплатных горячих обедов в школьных столовых поднимается регулярно. Часто родители жалуются на качество, размер порций, однообразное меню. После громкого скандала, связанного с массовым отравлением детей в столовой одной из школ Мангыстауской области, по поручению Премьер-Министра были инициированы проверки школьных столовых и буфетов на их соответствие санитарным нормам и гигиеническим требованиям. Комиссия работала и в Кызылординской области. В ее состав вошли специалисты образования и здравоохранения, члены филиала партии «AMANAT», региональный уполномоченный по правам ребенка, представители родительского сообщества.
Автору этих строк не удалось получить данные об итогах проверки. Как следует из поста, выложенного на официальной странице управления образования в социальной сети Facebook, члены экспертной комиссии озвучили итоги мониторинга на заседании под председательством заместителя акима области Шахмардана Байманова. В частности, были проведены проверки в 284 школах области, бракеражным комиссиям поручено усилить работу. Заместитель руководителя областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля Ерлан Узакбаев отметил, что даны предупреждения предпринимателям о необходимости соблюдения санитарных требований при организации питания детей и соответствия разрешительных документов самих поставщиков. Из этого следует, что нарушения все-таки есть, но об их характере можно только догадываться.
Ранее региональный уполномоченный по правам ребенка Жаксыгуль Тоганова отмечала, что состояние школьных столовых зависит от деловых качеств и организаторских способностей самих руководителей школ. Как известно, именно директор учебного заведения автоматически назначается председателем бракеражной комиссии, а в ее состав (не менее семи человек) входят медработник (медицинская сестра школы), заведующий производством (повар), представитель администрации школы и не менее трех человек от родительского комитета и попечительского совета школы. В компетенцию бракеражной комиссии входит контроль за качеством продуктов питания, условиями их хранения и транспортировки, за соблюдением санитарных норм в пищевом блоке и в самом помещении столовой, правил личной гигиены работниками пищеблока, за составлением меню и качеством приготовленных блюд. Также в ее функцию входит проверка выхода приготовленной пищи и соответствие блюд объему разовых порций и количеству детей.
«Невкусно, пресно, однообразно…»
Примерно так характеризуют качество горячих обедов в школьных столовых родители. В родительских чатах по этому поводу можно услышать немало замечаний и нелестных отзывов. На условиях анонимности своими мнениями поделились мамы школьников.
– Дочь порой жалуется, что каша с комочками, котлета вчерашняя, иногда дают просто сваренные на воде макароны. Хотелось бы, чтобы повара ответственнее относились к своей работе, использовали только свежие продукты, но, судя по отзывам детей, это не всегда так, – говорит мама четвероклассницы.
– Двое моих детей учатся в начальных классах: старшая в четвертом классе, младшая – во втором. Часто бывает так, что спросонья детей не заставишь хорошо есть, в результате уходят полуголодные. В школьной столовой они не едят. Говорят, что невкусно, им не нравится школьная еда. Значит, готовят плохо. Иначе дети не отказывались бы. Приходится давать им с собой бутерброды. Получается, что питаются всухомятку, портят желудок, – сетует другая мама.
– Дочь учится в четвертом классе. Есть в столовой не хочет. Даем деньги, чтобы могла купить что-нибудь в школьном буфете, что, конечно, не выход. Ассортимент буфетов сами знаете какой: чипсы, кириешки, сухарики, сладкие газированные напитки. Это та самая пища, которая наносит непоправимый ущерб растущему организму. А потом удивляемся, почему так много сейчас нездоровых детей, с ожирением, гастритом, – говорит еще одна родительница.
Список этот можно продолжать долго. В основном, родители жалуются на однообразие меню, пресную и невкусную еду. Мяса в блюдах почти нет, используют часто куриные окорочка.
В борьбе за качество
Почему так происходит? Ведь изначально идея была хорошая, правильная и нужная. Автор публикации поговорила с несколькими предпринимательницами. Причем все они не новички в этой сфере, занимаются организацией питания в школьных столовых двадцать и более лет. Как говорят женщины, все поставщики услуг по области опытные, самый меньший стаж – пять лет.
Предприниматель Жеткерген Ибрагимова – экономист по образованию, окончила Карагандинский кооперативный институт. Занимается организацией питания в школьных столовых с начала 2000-х годов. Стаж, согласитесь, солидный. Говорит, за эти годы было всякое. В начале нулевых один школьный обед стоил всего 25 тенге, обходились кашей и чаем. Сейчас, конечно, лучше, но проблем все равно хватает. Сегодня на одного ребенка выделяется 580 тенге, с учетом НДС остается 500 тенге. Сюда входят все расходы: транспорт, зарплата сотрудников, дезинфицирующие и моющие средства, оборудование и даже покупка мебели и посуды. Большая проблема для поставщиков – состояние школ. В типовых школах, конечно, есть хорошие соответствующие нормам и требованиям столовые. Но так не везде. Есть старые школы, особенно на селе, где нет элементарных условий для работы.
– Бывает, что дают помещение под столовую, где одни голые стены. Ничего нет. Приходится самим покупать столы и стулья, оформлять зал, оборудовать кухню, даже мойку приходится устанавливать самим и проводить водопровод, – рассказывает Ж.Ибрагимова. – Директора обычно только разводят руками – выиграла тендер, вот и работай. Когда приходят проверяющие, они все требуют по СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Несколько лет назад мы, группа предпринимателей, сообща наняли КАМаз и привезли все необходимое: столы и стулья, посуду с оптовых складов Алматы. Даже если руководство школ и предоставляет мебель, часто это обшарпанные, сломанные и колченогие столы и стулья. Нам же хочется, чтобы все было эстетично и красиво, блюда подавать в нормальных без трещин и сколов тарелках, тогда и наша работа будет видна.
Отдельная тема – штат сотрудников. Все они должны иметь соответствующие документы, в том числе – санитарные книжки. Прохождение ими медосмотра тоже приходится оплачивать самим предпринимательницам. Кстати, средняя зарплата работников – в пределах 140-160 тенге. Очень трудно найти дипломированных поваров.
– У меня в школе №136 в микрорайоне «Шұғыла» работают 12 сотрудников, хотя согласно контингенту положено пять поваров и пять кухонных работников. Но мы вынуждены держать больше работников, чтобы успеть за короткий промежуток времени обслужить всех школьников. Они питаются по графику, время на обеденный перерыв ограничено. Чтобы не создавать очередей и ажиотажа, требуется больше обслуживающего персонала, – отметила предпринимательница Роза Курманова.
Предпринимательницы обслуживают по пять-шесть школ. В прошлом году они оплатили за свой счет обучение пяти поваров в одном из колледжей Кызылорды. Речь не о краткосрочных курсах. После их окончания дают только сертификаты, а нужны специалисты с дипломами. Срок обучения – 10 месяцев, выпускники получают дипломы о среднем специальном образовании. В этом году обучают еще пять поваров.
Как говорит Ж.Ибрагимова, есть сложности с хранением продуктов.
– Например, в школе №7 мне пришлось с разрешения директора взять дополнительное помещение, где поставила картофелечистку, – отметила предпринимательница. – Во многих школах такая проблема. Очень тесно, а ведь есть еще требования, касающиеся соседства продуктов. Например, отдельно должны храниться мясо и овощи, сырые и вареные продукты и так далее. Мы выходим из ситуации как можем. Оборудовали отдельные полки для продуктов, поставили отдельные холодильники. Понятно, что пища должна быть вкусной, полезной, здоровой. Есть требования, предъявляемые к детскому питанию. Все, что есть в меню, мы стараемся детям дать. В каждой порции есть расходы на все продукты, даже на те же масло и соль. Не учитываются накладные расходы. Их 16 наименований: налоги, заработная плата сотрудников, коммунальные услуги. Иногда, чтобы перекрыть расходы, приходится брать кредиты.
Что касается качества пищи, то, как считают поставщики, за 580 тенге обеспечить детей полноценным питанием не получится.
– Уже в процессе госзакупок нам предоставляют четырехнедельное перспективное меню вместе с техническим заданием. После меню утверждает управление образования на основании выделенных средств. Чтобы подогнать меню под выделяемые средства, приходится ограничивать использование некоторых продуктов. Например, в рационе должен присутствовать лимон, вместо десяти граммов указывается пять, сыр – вместо десяти добавляем пять граммов, или добавляем в салаты. Положено 67 граммов мяса, заменяем фаршем. Рыба должна присутствовать каждую неделю, даем один раз в две недели. Творог тоже один раз в две недели, хотя по нормативам положено каждую неделю. Но норма порций всегда соблюдается, – говорит предпринимательница Айгуль Маделхан.
Продукты закупаются у проверенных поставщиков. Они поставляются от фирм «Маслодел», «Данон», «Дәмді». Также покупают продукты от местных производителей – «Қармақшы құс», «Рза», мясо поставляет «Ақ барыс», есть свои пекарни, овощные базы.
Автор строк поинтересовалась у предпринимательниц, если дело это хлопотное и невыгодное, может есть смысл заняться каким-то другим, более выгодным бизнесом?
– В этом бизнесе мы много лет, привыкли, хорошо знакомы с его особенностями. Мы входим в Ассоциацию предпринимателей школьного питания. Быть педагогом ведь тоже сложно, но они же не отказываются от своей профессии, – резюмировали они.
В целом, в области насчитывается 297 школ, из них в 290 – организовано горячее питание для учащихся 1-4 классов, а также для детей из социально уязвимых семей. В семи школах, где нет столовых, детей обеспечивают сухим питанием. Всего по области бесплатными обедами обеспечен 87331 ребенок.
Жанна Балмаганбетова