Школа нового времени - «Кызылординские Вести»

Школа нового времени

11.02.2023

3937 0

1 6

На одной из окраин Кызылорды по улице Аль-Фараби в 2007 году распахнула двери средняя школа №261. В новом учебном заведении открыли 37 классов и за парты сели около 600 учащихся, в основном, из семей, проживающих именно в этой части города. Сегодня здесь обучается более 2200 школьников, а «сеют разумное, доброе, вечное» 220 учителей, среди которых немало тех, кто успешно сдал аттестацию на звание педагога-эксперта, педагога-исследователя, педагога-модератора, педагога-мастера.

В процессе обучения и воспитания преподаватели используют инновационные методы обучения, успешно применяя передовые технологии и приемы. Стало традицией проведение различных семинаров, интересных коучингов, открытых уроков и внеклассных акций, направленных на повышение качества обучения и воспитания.

Что в имени твоем…

В 2017 году школе было присвоено имя Сералы Лапина. Уроженец нашего края, он был одним из ярких представителей казахской интеллигенции. Обращаясь к его биографии, можно сказать с уверенностью, что это был настоящий патриот, истинный сын своего народа, оставшийся верным его интересам до последних дней своей жизни. Старший сын пользовавшегося в Перовском уезде огромным уважением и высоким авторитетом волостного бия Мунайтпаса Лапыулы, он получил блестящее по тем временам образование; окончил в Ташкенте учительскую семинарию, позже Петербургский юридический университет. Юрист, переводчик, ученый-востоковед, С.Лапин занимал различные должности в Туркестанском генерал-губернаторстве. В столице империи в Санкт-Петербурге он открыл свою адвокатскую контору, помогая своим соплеменникам в решении их вопросов. Состоял в мусульманской фракции Государственной думы. При его непосредственном участии в Петербурге была открыта одна из первых мусульманских мечетей. После прихода большевиков он был в числе создателей Кокандской (Туркестанской ) автономии в составе России, главой которой был избран Мустафа Шокай, С.Лапин возглавил ее исполнительную власть.

Не менее впечатляет его деятельность в качестве ученого, знатока Востока. В своих трудах на него ссылались русские ученые-ориенталисты Василий Бартольд, Николай Веселовский. Он перевел на русский язык надписи на архитектурных памятниках Самарканда – мавзолеях Гур-Эмир, Шир-Дор, Тилля-кари, Шахи-зинда, мечети и медресе Бибиханым, Улугбека, усыпальнице Шейбани хана, выясняя даты строительства, имена авторов архитектурных сооружений. Так, например, им было установлено, что медресе Шир-Дор и Тилля-кари архитектурного ансамбля «Регистан» были построены Жалантосом бахадуром.

В 1895 году вышла его книга «Перевод надписей на исторических памятниках г.Самарканда», где профессиональные переводы с арабского и фарси сопровождались научными комментариями и дополнениями из фольклорных источников. Составил русско-узбекский словарь, включавший 4000 слов с краткой грамматикой узбекского языка. Книга имела большую практическую ценность для русских ученых и краеведов, только начавших всерьез изучать язык, быт и обычаи коренных народов Туркестана.

В числе первых он перевел на казахский язык жемчужину восточной литературы, поэму Фирдоуси «Шахнаме», поэтическое переложение которой осуществили после него его земляки Молда Ораз и Турмагамбет Изтлеуов.

В целом, С.Лапин был весьма колоритной личностью в плеяде первых казахских интеллигентов. Его дочь Рабига окончила в Петербурге Павловский институт благородных девиц, впоследствии стала супругой Санжара Асфендиярова, ученого, врача, выдающегося государственного деятеля, ставшего жертвой сталинского режима. Сестры С.Лапина Гуляндам и Латифа стали спутницами жизни Султанбека Кожанова и Коныркожи Ходжикова, видных представителей движения «Алаш». Латифа была непревзойденной мастерицей, профессиональным театральным художником, тонким знатоком национального костюма и орнаментального искусства. В супружеском союзе Латифы с Ходжиковым на свет появились замечательные художники, внесшие большой вклад в национальное искусство Казахстана. Кожахмет, художник-график, стал мастером карикатуры и плакатного жанра. Кулахмет, художник театра и кино, поставил фильмы «Меня зовут Кожа», «Кыз Жибек», «Гаухартас», вошедшие в золотой фонд казахского кинематографа. Первым казахским скульптором-монументалистом стал Нурахмет. В целом, в судьбе представителей семейной династии Лапиных, как в зеркале, отразилась история Казахстана в переломный момент истории конца XIX – начала XX веков.

Пройдя по тихим этажам…

Будни школы имени С.Лапина ничем не отличаются от повседневной жизни сотен других. Здесь также призывно звучит школьный звонок, напоминая о начале урока, веселыми ватагами шумно и весело бегут в классы ученики. Спешат, стараясь юркнуть незаметно, опоздавшие. Привычные повседневные заботы обычного школьного дня.

Для тех из тинейджеров, кто отличается особым рвением к учебе, действует созданное при школе общество «Молодой ученый». Учителя-предметники помогают ученикам в выборе темы, учат их мыслить самостоятельно, находить правильные решения. Как знать, может, именно сейчас в них формируются навыки будущего исследователя. А пока вместе с руководителями они радуются каждой новой победе в конкурсах научных проектов, наполняя гордостью за свои успехи школу и своих родителей.

3 1

Гуманитарии занимаются в центре «Жас қалам», который ведут учителя казахского языка и литературы. Любители книг посещают литературно-познавательный клуб «Күлтөбе». Члены клуба организуют вечера поэзии, делятся впечатлениями о прочитанных книгах, участвуют в городских и областных конкурсах и фестивалях.

При школе действует свой театр под названием «Лапин шоу». В ходе проведенного кастинга, в котором приняли участие 300 претендентов, в театр приняли 150 учеников.

Дебатный клуб «Ғасыр алыптары» посещают 50 учеников. Раз в неделю члены клуба устраивают дебатные турниры, не раз становились победителями областных и городских конкурсов среди дебатных клубов.

Особый акцент придается школьному самоуправлению. Президентом школы с 2019 года учащиеся избрали ученицу Бактыгуль Шамурат. Опыт учебного заведения по организации школьного управления признан положительным и был предложен другим учебным заведениям области в качестве примера.

По итогам прошлого года школа №261 была удостоена номинации «Лучшее учебное заведение-2022» среди школ области, стала победителем республиканского конкурса «Зеленый офис-2022», инициированного Министерством экологии, геологии и природных ресурсов.

Проекты, представленные учащимися, касались создания теплицы, солнечной батареи, ветряного генератора, технологий водосбережения, фильтрации воды, раздельного сбора мусора и других.

С 2021 года при школе действует теплица площадью 200 квадратных мет-ров. Применяется капельное орошение. Учителя по биологии наглядно показывают, как растет то или иное растение, чем они отличаются друг от друга, каковы особенности их культивирования.

– В конце августа учителя вместе со школьниками посадили здесь огурцы, лук и другую зелень. Урожай собирают дважды в год. В этом году впервые посадили клубнику, дыни и арбузы. Но самое главное, работая в теплице, школьники приучаются к труду. К тому же навыки эти потом пригодятся в жизни, в выборе будущей профессии, – считают педагоги.

При школе действует свой театр. В 2021 году в школе был объявлен кас-тинг, в котором участвовали 300 учащихся разных возрастов. В итоге выбрали 150 человек, которые и стали его актерами. Под руководством учителей были инсценированы сказки для младшего возраста «Алдар көсе», «Золотая рыбка», для старшеклассников – постановки «Ангел в тюбетейке», «Меня зовут Кожа», «Ромео и Джульетта».

Показатель результативности деятельности педагога кроется в достижении его учеников. В этой связи педагогическому коллективу есть чем гордиться. Только по итогам прошлого учебного года двое выпускников – Мейирим Торебай и Аружан Серикбай – стали обладателями знака «Алтын белгі», еще один получил аттестат особого образца.

В школе много внимания уделяется наставничеству. Для только перешагнувших порог учебного заведения выпускников вузов действует Школа молодого учителя. К каждому только пришедшему в школу молодому специалисту назначается наставник из числа опытных педагогов, которые оказывают им методическую помощь, помогают влиться в коллектив, учат премудростям непростой учительской профессии. Также при школе действует центр «Ұлағат» по распространению передового опыта учителей.

За всеми этими достижениями стоит большой, каждодневный труд всего педагогического коллектива и каждого его члена отдельно взятого и, конечно, талант и организаторские способности руководства школы. Ведь важна каждая мелочь, которая касается учебно-воспитательного процесса. Как известно, директор нынче должен быть еще и прежде всего хорошим хозяйственником, чтобы в коллективе царили благополучие и порядок.

– Создание нормальных условий для получения образования является важнейшей задачей государства, отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев. В этой связи одно из главных условий нормальной жизнедеятельности учебного заведения – создание комфортных условий для учеников. Немаловажно – обеспечение школы теплом. Благодаря выделенным средствам система отопления переведена на газ. Это для нас большая радость. Учащиеся должны заниматься в тепле. Ведь самое главное – это комфорт, безопасность и здоровье детей, – считает директор школы №261 Карлыгаш Абдрахманова.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: