Шедевр многовековой культуры - «Кызылординские Вести»

Шедевр многовековой культуры

28.03.2023

439 0

8 4

Трудно переоценить достоинства юрты – своеобразного шедевра многовековой культуры казахов. Верх ее, «шаңырақ» – небесный купол, края окружности – горизонт. Не случайно пожелания казахов добра и благополучия молодой семье связаны именно с шаныраком: «шаңырақ шайқалтпау» – не тревожить семейный покой, «шаңырақ биік болсын, кереге берік болсын» – пусть в доме царит счастье и покой, «ошағыңның отын сөндірме» – да не приостановится связь поколений. Юрта была для степняков олицетворением жизни и мира вокруг.

Уникальное изобретение

В бытовой жизни кочевников особое место занимал войлок, как самый доступный и удобный в использовании материал. Его широко использовали еще древние саки как важный элемент кочевого быта: из него готовили походные кибитки, использовали для покрытия шатров и шалашей, шили одежду и конское убранство. Казахи, как прямые наследники кочевых традиций, унаследовали этот самобытный вид народного прикладного искусства, присущего только кочевникам. Именно в условиях протяженных степей Казахстана, кочевого образа жизни и резко континентального климата сформировался высокий уровень художественной обработки шерсти.

Валяние кошмы у кочевников отличалось особой выразительностью декоративных решений, многообразием технологий и способами исполнения. Легкий по весу, обладающий мягкой и приятной фактурой и теплоизоляционными свойствами материал был незаменим в быту. Для его изготовления брали преимущественно овечью шерсть осенней стрижки – «күзем жүн». Но использовали и верблюжью шерсть как натурального цвета, так и крашеную. Для окрашивания шерсти использовали натуральные красители. Сфера использования войлока отличалась большим разнообразием. Из войлока делали верхнюю одежду (шекпен, каттама), головные уборы, обувь. А также он служил отличным материалом для изготовления жилища кочевника – юрты.

Войдя в юрту, человек попадал в мир орнамента – здесь каждая вещь имела свое предназначение и свидетельствовала об искусстве хозяйки жилища. Узоры, расположенные над пологом двери юрты, благословляли: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Интерьер юрты дополняли различные тканые узорные ленты, которые бросались в глаза при входе в юрту. Уникальный орнамент на каждой из них имел свой особый сакральный смысл. На первый взгляд кажется, что они часть декора жилища, но на самом деле это важный элемент юрты, выполняющий функции крепления частей юрты. Без этих нарядных лент, в каждую из которых вложены труд и фантазия мастерицы, невозможно было бы собрать юрту.

Убранство юрты было не только показателем достатка, но также указывало на статус владельца юрты и его место в племени. Внутренний декор юрты у богатых семей состоял из бархатного или шелкового покрова, стены и пол покрывали коврами из войлока. Ковры с ворсом называли «түкті кілем», их развешивали по сторонам почетного места в юрте – «төр». Кроме ворсовых ковров, вывешивались настенные ковры на войлочной или тканевой основе, вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями – «түскиіз».

Продолжая традиции предков

Жительница Шиели Канымкуль Берденкулова украсила не одну юрту на своем веку. После выхода на пенсию она посвятила себя любимому занятию – рукоделию. Изготовленные ее руками элементы декора юрт прочны и долговечны, завораживают взгляд красотой и изысканностью. Они пользуются спросом не только в родном поселке, но и во всей области. Мастерица изготовила не один десяток войлочных панно, коржынов, аксессуаров. По ее словам, орнамент никогда не может быть хаотичным, в нем все подчинено строгой симметрии.

Рукодельница принимала участие в различных выставках прикладного искусства. В 2016-2017 годах она сотрудничала с ООН. Изготовленная ею юрта выставлялась в 2017 году на международной специализированной выставке ЭКСПО и получила признание ценителей искусства. В том же году на XIV международном форуме сотрудничества между Казахстаном и Россией она провела мастер-класс.

Канымкуль апа создала настоящие произведения искусства. Изделия, выполненные от руки и в единичном экземпляре, ценятся высоко. Из-за натурального материала и кропотливой работы они, разумеется, стоят недешево. Но для мастерицы главное – не деньги, а желание сохранить древнее ремесло и научить ему подрастающее поколение. Сегодня к этому непростому делу, требующему терпения и усидчивости, подключилась ее дочь Майя.

Дошедший до наших дней казахский орнамент – это не просто красивые узоры, которые мы привыкли видеть на коврах и одеялах, национальной одежде. Это особый тайный мир предков, зашифрованный в знаках и символах, которые влияли на жизнь кочевника. Как знать, возможно, из-за современного ритма жизни, в котором не так просто найти баланс, люди все чаще возвращаются к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие волнующие их вопросы.        

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: