Сердце отдавая детям - «Кызылординские Вести»

Сердце отдавая детям

30.05.2023

767 0

4 7 1 e1685421486805

Завершается учебный год. Выпускников и их родителей ожидает горячая пора, полная тревог и волнений. Последний школьный звонок, прозвеневший для ребят, возвестит о начале новой взрослой жизни, где каждому из них надо определиться, выбрать правильный путь в жизни.

Но не о них пойдет речь в сегодняшнем материале. А о тех, кто в этом году впервые сядет за школьные парты. Как лучше подготовить ребенка к школе? Как быстро ребенок сможет адаптироваться к новым условиям? Как ему помочь быстрее привыкнуть к новому ритму жизни? Именно такими вопросами озабочены родители будущих первоклашек. Не секрет, что для тех, кто работает, встает вопрос и о том, кто будет отводить и забирать школьника. Обо всем этом корреспонденту «КВ» рассказала Маргарита Подольская – не только учитель с большим стажем работы, но и человек, влюбленный в свое дело. Считать так есть все основания, ведь в ее трудовой книжке всего одна запись. Ее внесли 45 лет назад, когда принимали в кызылординскую среднюю школу №198 учителем подготовительных классов. С тех пор она учит самых маленьких выводить первые буковки и цифры, складывать по слогам слова. Возможно, кто-то скажет, что здесь сложного? Это еще не школьники, им даже оценки не ставят. Но уверена, что после беседы с Маргаритой Марковной такие люди непременно изменят свое мнение.

Сомнений при выборе профессии у нее не возникло. По той простой причине, что дело это было для нее семейное. Вряд ли в Кызылорде найдется человек, который бы не знал ее отца Марка Захаровича Подольского – заслуженного учителя, о котором слагали легенды. Вся его жизнь связана с педагогикой, которой он посвятил 60 лет. Учительницей начальных классов была и мама. Кстати, в свое время она не поддержала решение дочери стать учителем, и даже агитировала ее стать врачом-педиатром – тоже ведь работа с детьми. Но Маргарита проявила твердость характера и поступила в местный пединститут, тогда еще имени Николая Гоголя, на филолога. Шли 80-е годы – звездный час факультета, когда там преподавали такие мастера словесности как Александр Николаевич Канцев (автор ряда учебников по русскому языку для казахских школ), Лариса Петровна Аникина, Элим Григорьевич Шек, Любовь Михайловна Бышевая, Шамиль Галиевич Салимов.

После окончания вуза новоиспеченному педагогу оказалось непросто устроиться в школу. Русоведов было много, часов не хватало. В средней школе №198 Маргарите предложили взять подготовительный класс. Она согласилась. И это, как показало время, оказалось на всю жизнь. Она настолько полюбила работать с малышами, так прикипела к ним душой, что другого ей уже и не надо было. Так началась ее дорога в педагогике длиной в почти полвека.

– Как только нас не называли. Было время, когда это были нулевые классы, потом подготовительные, сейчас – предклассы. Всем сердцем полюбила детей этого возраста. Позже была возможность работать и с начальными, и старшими классами, но я уже не захотела, прикипела душой к своим дошколятам. Полюбила свою работу, детишек. Раньше в подготовительный класс брали, начиная с шести лет. Сейчас это дети в возрасте 5+. У нас тоже есть журналы, сдаем отчеты, все как у всех, – рассказывает М.Подольская.  

Пользуясь случаем, не могла не поинтересоваться состоянием нынешнего дошкольного образования. Как оказалось, здесь тоже хватает своих подводных камней и рифов. Система образования в стране, особенно в первые десятилетия после независимости, стала чуть ли не самой реформируемой сферой. Вспомнить хотя бы отмену букварей в первых классах, которые позже вернули. Было и изучение с первого класса английского, еще русского для казахских и наоборот. Как известно, с 2022 года изучать английский школьники начнут с третьего класса, а русский язык как отдельную дисциплину школы с государственным языком обучения начнут со второго класса.

Трата времени или важная ступень?

Считая, что молодым родителям не будет лишним узнать мнение опытного специалиста, не удержалась задать М.Подольской несколько вопросов. Например, со скольки лет ребенок должен идти в школу, и что он должен знать и уметь к тому времени? Нужны ли предшкольные классы? Чем отличаются сегодняшние дети от ребят советских времен?

– В первый класс согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» принимают детей с шести лет или если в текущем году ему исполнится шесть лет. Некоторые родители отдают и в семь. Строгих требований тут нет. Ребенок не должен уметь читать или писать перед школой. В первый класс все равно примут – они будут проходить и чтение, и письмо.

Но нужно учесть, что в классе будет по 25-30 человек. Учитель – один, уроки по 35-40 минут. Есть математика, есть и другие предметы, по которым нужно выполнять домашнюю работу. А еще первоклассник должен отдохнуть, поиграть. И если с первых дней ребенку будет тяжело учиться, и он не будет успевать за более подготовленными сверстниками, то у него пропадет желание учиться, снизится самооценка. Поэтому желательно, чтобы к школе ребенок уже имел определенный багаж знаний и умений.

Что касается предшкольных классов, то каждый родитель вправе сам решать вести ребенка в предкласс, оставить в детском саду, отдать в развивающий центр, доверить репетитору или заниматься с ним дома. Выбор за ними. Для одних решающую роль играют финансы – собрать чадо в предшколу стоит немногим дешевле, чем в первый класс. Для других ключевой вопрос – время. Надо еще учесть, что не у каждой семьи есть возможность возить и через три-четыре часа уже забирать сына или дочь с уроков. Это ведь не как в частных центрах, где ребенок может находиться полдня, или даже целый день. Третьи считают, что «всему научат в первом классе, зачем раньше времени усложнять жизнь и себе, и ребенку».

Тем не менее уверяю, что детям, прошедшим предшкольную подготовку, будет проще адаптироваться. Они уже знакомы с правилами школы: умеют сидеть за партой, поднимать руки, отвечать по очереди. Это не как в детском саду или в школах развития, где малышей все по головке гладят. Ребенка эмоционально настраивают, приучают к порядку, объясняют, что ему нужно рано вставать, идти в школу, сидеть какое-то время за партой. Обычно в классе дети после предшколы выделяются на общем фоне. Они более подготовлены эмоционально, ведут себя адекватно, усидчивы, понимают, что перед ними учитель, что его нужно слушать. Единственный минус – родителям нужно перестраивать свой график. Ребенка нужно отводить всего на несколько часов и потом забирать, что для работающих это не очень удобно.

А нынешние дети такие же, как и раньше. По крайней мере, особой разницы не вижу. Такие же непоседы, любопытные «почемучки». А родители, да, отличаются. Нельзя, например, всю ответственность за детей взваливать на школу. Чтобы был результат, должны участвовать в процессе три стороны: ребенок – учитель – родитель. Первое время дети не могут привыкнуть к дисциплине, им сложно подчиняться правилам школы, даже сидеть за партой, выполнять требования учителя. Тут важна поддержка родителей. Часто говорю им, давайте, чтобы не было, как поется в той песне: «Сладку ягоду ели вместе, горьку ягоду – я одна». Давайте, чтобы все было пополам: и трудности, и радости. Дети разные, у одного с письмом плохо, с математикой хорошо, у другого наоборот. Так что важны поддержка и понимание родителей, – отмечает Маргарита Марковна.

В завершение беседы педагог поделилась мнением относительно учебных программ по дошкольному образованию и самих учебных пособий. – Программа сложная. Хорошо, что некоторые занятия убрали, например, валеологию, естествознание, экологию, окружающий мир, английский язык. Сегодня изучаем 14 предметов, в том числе математику, основы грамоты, казахский язык. Сократили рисование, конструирование, лепку, аппликацию. Жаль, что сократили часы по творческим дисциплинам. Дети очень их любят. В связи с этим существенно сократилась и нагрузка: раньше ставка была 24 часа, сейчас стало 16, – считает Маргарита.

Педагог сильно огорчена по этому поводу. Ведь дети любят заниматься творчеством, особенно рисовать. К слову, ее воспитанники – активные участники различных конкурсов, особенно по изобразительному искусству. Одна из учениц, например, отправила рисунок на российский конкурс и заняла призовое место. Ее рисунок был напечатан в газете «Комсомольская правда».

Ученики любят ее, и это у них взаимно. Ведь у каждого из нас самые яркие впечатления из школы связаны именно с первым учителем. Это он первый распахнул для нас двери в огромный неведомый мир знаний, подарил удивительный мир, полный таинства и радости.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: