Сея разумное, доброе, вечное - «Кызылординские Вести»

Сея разумное, доброе, вечное

30.07.2022

1202 0

image001 1

«Знающий победит тысячи, а сильный – только одного», – гласит казахская народная мудрость. Вопреки сложившемуся в советскую эпоху мнению о том, что до Октябрьской революции в казахской степи процветали невежество и безграмотность, в народной среде с незапамятных времен существовал культ образованности и знаний. Даже в условиях кочевого быта была широко распространена грамотность, хотя в казахском патриархальном обществе, как, впрочем, и в любом другом, образованность была уделом людей с достатком. Пример тому – представители казахской интеллектуальной элиты, которые в основном были выходцами из знатных и богатых родов.

Культ знаний принесли в казахские степи первые миссионеры, служители ислама. Грамота пришла в казахскую степь вместе с его проникновением и не случайно, что первыми очагами просвещения стали традиционные мусульманские мектебы и медресе, обучение в которых вели магзумы, ахуны, ишаны. Наряду с чтением текстов из Корана и других религиозных книг в них обучали арабскому письму.

Более широкие и глубокие знания можно было получить в медресе – в них, кроме богословия и традиционного мусульманского права, преподавали математику, астрономию, химию, историю, географию, философию, лингвистику, медицину. Получив основы знаний в одном из таких мектебов, а затем продолжив образование в медресе, стал выдающимся просветителем и основателем казахской письменной литературы великий Абай Кунанбаев.

Впрочем, религиозные просветители прошлого, получив образование в Бухаре и Самарканде, считавшихся центрами науки Средней Азии, не ограничивались только обучением богословию и арабской грамоте. По мнению казахстанского ученого и государственного деятеля Гарифоллы Есима, деятельность образованных проповедников ислама имела широкие границы. Проповедуя культ знаний, знакомя с лучшими образцами восточной литературы и поэзии, они приобщали местное население к мировой цивилизации, способствовали развитию народного фольклорного творчества, строили мечети и медресе, принеся в степь грамотность, духовность и чистоту помыслов, причем в мектебах мальчиков и девочек обучали вместе, не разделяя по половой принадлежности. Кроме того, обладая знаниями по медицине, они исцеляли людей от разных болезней, останавливали распространение эпидемий и, что особенно важно, приучали людей к земледелию, положив начало переходу к оседлости.

Весьма незаурядной личностью был Садык ахун Кодарулы, живший в 1861-1937 годы на территории нынешнего Сырдарьинского района в ауле Акжарма. Его отец, батыр Кодар, был небогат, однако отличавшегося среди всех его детей умом и любознательностью Садыка он отдал в ученье к пользовавшемуся в степи большим авторитетом ахуну Тапалу (настоящее имя – Нурмухамед). Далее любознательный мальчик продолжил обучение у жившего на территории нынешнего Кармакшинского района Ораза ахуна, уважаемого в среде религиозных просветителей присырдарьинских степей.

По рекомендации Ораза ахуна юноша становится имамом новой мечети в ауле Аккыр, построенной бием и батыром рода Шомекей Калданом Талканбайулы (1819-1912 годы). Молодой и образованный служитель пришелся по душе Калдану, вскоре он выдал за него девушку Тургын, дочь своего двоюродного брата Карабаса. В этой мечети Садык проработал до 1884 года. В жажде знаний он отправился в Бухару и поступил в медресе Кокилташ и одновременно постигал основы медицины в школе Ибн-Сины при медресе.

После окончания учебы ему присвоили почетное звание «ахуна», а его наставники, проча ему большое будущее в области медицины, порекомендовали ему продолжить обучение во Франции. Несмотря на заманчивое предложение, он принял решение вернуться на Родину, где его знания были необходимы сородичам.

В родных краях он пользовался уважением простых людей не только как имам, но и прославился в качестве лекаря. Местные жители называли его не иначе, как «Садық емші». В 1900 году его пригласили в качестве имама в аул Иирколь Кармакшинского района, где при поддержке местных богачей построил мечеть, которая была названа его именем.

В 30-х годах прошлого века он поддержал Акмырзу ишана, выступившего против насильственной коллективизации, вел с ним активную переписку. Из-за доносов местных большевистских активистов начались гонения. 1930-1933 годы он провел в тюрьмах – сначала в Кармакшы, затем в Казалинске, после был отправлен в Алма-Аты. По воспоминаниям его сыновей, находясь в тюрьме, он лечил первого прокурора республики Сулеймена Ескараева. Во многом благодаря его содействию Садык ахуна выпустили из-под стражи. Он вернулся в родные края, но местные власти поглядывали на него с подозрением, а местные врачи обвиняли в шарлатанстве. По этой причине, опасаясь за его жизнь, родственники перевезли его в родной аул Акжарма, где он завершил свой жизненный путь. Здесь же он и был похоронен.

В историко-краеведческом музее Сырдарьинского района есть личные вещи, книги, лечебные травы, которыми пользовался Садык ахун. Их в начале 2000-х годов в дар музею передал его сын Таждин, который тоже продолжил дело отца и лечил людей. Так, например, среди предметов, которые лекарь применял в процессе своей врачебной деятельности – клюв беркута, который он использовал в качестве пипетки при лечении глазных болезней.

Большой интерес представляют книги на арабском языке. Как сообщил сотрудник областного историко-краеведческого музея Асхат Сайлау, пролить свет на содержание книг помогли доктор исламских наук, ученый-теолог Малик Толебай и главный имам мечети аула Жанакала Кармакшинского района Ербол Тагыберген. Как выяснилось, автор одной из книг – египетский ученый Абу Хасан ибн-Абдуллах аль-Самуди. В книге рассказывается об истории ислама, о событиях из жизни Пророка, о важнейших событиях исламского мира. Остальные две – тоже богословские книги, где даны хадисы ислама, но установить время их написания и авторов не удалось.

В своей врачебной практике Садык ахун использовал пять методов лечения. Примечательно, что некоторые из них перекликаются с методами, которые успешно применяются в современной медицинской науке. Например, при лечении многих недугов целитель использовал травы – ему было известно более 400 видов растений, обладавших лечебными свойствами. Применял он и кровопускание, а также иглоукалывание, массаж – все эти методы лечения практикуются и ныне в восточной медицине. Из нетрадиционных методов – он прибегал к помощи заговоров. В народе до сих пор рассказывают о его необыкновенных способностях. Скорее всего, он был настоящим самородком, а секрет его целительной силы заключался в знаниях по восточной медицине и в его умении применять их на практике.

Помимо всего прочего, он учил местное население придерживаться правил гигиены. С началом весны жившие в степи племена в поисках летних пастбищ для скота отправлялись на жайляу, а поздней осенью возвращались в свои зимовья (қыстау). Ранее из-за того, что люди сразу же заселялись в свои дома, осенью и зимой зачастую они заражались разными инфекционными болезнями – в пустующих жилищах клали личинки насекомые, рыли норы грызуны, скорпионы, каракурты, ядовитые змеи, которыми так изобиловала степь. Были нередки случаи, когда взрослые и дети погибали от укусов ядовитых тварей. По совету Садыка люди, прежде чем заселиться в оставленные жилища, стали проводить своего рода их дезинфекцию, окуривая жилища специальными травами. Любопытный факт, но именно по этой причине чуть не оказался в опале известный в округе Калжан ахун, который был представителем ислама в Казалинском уезде. По обвинению в шаманизме и преклонению огню, его вызвали в Бухару. Узнав об этом, вслед за ним выехал Садык ахун и доказал, что его действия никак не противоречат исламу и преследовали сугубо медицинские цели. Вместе они вернулись домой. Об этом рассказывали сыновья Садыка Абжан и Таждин.

В 1953 году старший из сыновей, разбирая старый дом отца, нашел зарытые в земле книги, а позже, в 1997 году, местные жители в местечке «Шағала тамы» обнаружили два сундука, в которых тоже были печатные издания. Это были книги и рукописи Садыка ахуна, спрятанные им во время гонений и репрессий. Ныне их бережно хранят его потомки.

В целом, на земле Сыра, которая является колыбелью тюркского мира, существовало около 100 мечетей и медресе. Все они выполняли важную миссию, приобщая население к грамоте и сея семена добра, милосердия, нравственности и человеколюбия. В народе и поныне живет добрая память о Марале ишане, Ак ишане, Кулболды ишане, Калжане ахуне. Рассказы и легенды об их жизни и славных делах на благо народа переходят из поколения в поколение, а на местах их захоронений благодарные потомки возвели мазары и мавзолеи, к которым приезжают сотни паломников, чтобы поклониться их памяти.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: