В минувшем году в областной департамент торговли и защиты прав потребителей поступило 435 обращений от граждан. Больше всего права потребителей нарушались в сферах розничной и электронной торговли. Людям отказывали в обмене и возврате товаров и денег за бракованную или некачественную продукцию. Кызылординцы также предъявляли претензии относительно сервиса, оказанного в сфере общественного питания, ЖКХ.
К примеру, жалобы касались необоснованного начисления платы за коммунальные услуги. Все обращения были рассмотрены, в результате потребителям возвращено 7,7 миллиона тенге. Об этом, в частности, на брифинге в региональной Службе коммуникаций рассказал руководитель облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Еркасым Сулейменов.
Как отмечалось, вопрос качества продукции – одно из приоритетных направлений в сфере защиты прав потребителей. Проект «Сапалы өнім», реализуемый в области, направлен на защиту потребителей и производителей от опасной и некачественной продукции, а также способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке.
Согласно принятому алгоритму в крупных торговых домах сделан отбор творога, сливок, ультрапастеризованного молока, сметаны, детской кондитерской продукции, сырокопченой колбасы, печенья покрытого молочным шоколадом и других товаров (всего 121 наименование), пробы которых направлены для проведения экспертизы в областной филиал РГП «Национальный центр экспертизы». По их итогам в 98 продуктах, в том числе в сметане, твороге и сырокопченых колбасных изделиях отсутствовала информация на государственном языке.
Е.Сулейменов напомнил, что в соответствии с планом законопроектных работ разработан проект Закона РК «О защите прав потребителей» и сопутствующий ему проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей». В настоящее время они находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. Согласно этим законопроектам предлагается ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей. Статус омбудсмена позволит вывести системные проблемы в сфере защиты прав потребителей Казахстана на высокий уровень государственной власти.
– На сегодня в стране действует трехступенчатая система рассмотрения и разрешения жалоб потребителей, – отметил спикер. – На первом этапе продавец товара сам должен рассмотреть обращение потребителя по принципу «здесь и сейчас». На вто-ром – потребитель принимает решение о направлении жалобы в органы власти. На третьей стадии потребитель обращается с жалобой в судебные органы. С введением института омбудсмена планируется пересмотреть механизм очередности действий и перейти на двухэтапную систему с учетом сохранения конституционных прав гражданина на правовую защиту.
Также отмечено, что по итогам прошлого года средний индекс цен на социально значимые продовольственные товары в области составил 99,6%, что на 1,8% ниже республиканского показателя. С начала нынешнего года цены выросли на десять социально значимых товаров: хлеб, сливочное масло, говядину, куриное мясо, творог, картофель, морковь, лук, капусту и соль. В связи с этим, департаментом проверено 204 субъекта предпринимательства, из них 143 привлечены к административной ответственности за выявленные нарушения, остальным выданы предписания об устранении недочетов.
Специалисты департамента регулярно проводят разъяснительную работу в СМИ и социальных сетях, разъясняя права потребителей и обязанности продавцов, а также нововведения в законодательстве.
Наталья ЧЕРНЕЙ