Репрессированная архитектура - «Кызылординские Вести»

Репрессированная архитектура

27.03.2025

358 0

photo 2025 03 14 17 19 54 1

В нынешнем году исполняется 100 лет, как в Кызылорду была перенесена столица республики. В этом статусе наш город был всего четыре года, но за это время здесь произошло немало событий. Некоторые из них были радостными, другие — трагическими. Один из таких эпизодов, о котором долгое время умалчивала история, — дело об аресте строителей и проектировщиков. Среди них — дворянин, инженер-путеец Александр Будасси, принимавший участие в строительстве ряда знаменитых дореволюционных и советских объектов. Лишь спустя годы доказана их невиновность.

Когда в 1925 году в Центральном комитете Казахской АССР приняли решение, что столицей республики станет Кзыл-Орда, сюда направили лучших специалистов всех отраслей СССР – архитекторов, строителей, проектировщиков, врачей и педагогов.

– В то время город начали облагораживать, придавая ему столичный облик, активно строились различные государственные учреждения, библиотеки, больницы и другие объекты, – рассказывает директор гуманитарно-педагогического института Кызылординского университета имени Коркыта Ата, кандидат исторических наук Сагат Тайманов. — Средства на строительство выделил Совет Народных Комиссаров республики. В Кзыл-Орду прибыли проектировщики из Москвы и Петербурга, которые за короткий срок разработали 150 типов домов. Некоторые стройматериалы были в дефиците, поэтому архитекторам приходилось использовать кирпич-сырец — дешёвый и простой в изготовлении. В архитектуре новой столицы применялись профилированные колонны, фризы, деревянные потолки. Город стремительно преображался: появлялись новые объекты, электрическое освещение, увеличивалось население.

Большевики намеревались открыть новую столицу в 1928 году, через два года после того, как начали массово строить Кзыл-Орду. По мнению некоторых современных исследователей в области архитектуры и искусства, выбор в качестве столицы этого города был продиктован прежде всего политическими мотивами, в то время как с точки зрения экономической, природно-климатической, да и просто житейской это был абсурд. И тем не менее, тогда в строительство были вложены немалые средства, и, по сути, за очень короткий срок был построен новый город. Проект его реконструкции подготовила группа приезжих специалистов, талантливых гражданских инженеров и архитекторов. Но в конечном итоге им пришлось нести ответственность за «вредительство» при проектировании города. Было заведено громкое уголовное дело. В книге кандидата искусствоведения, доцента, члена Союза архитекторов Казахстана Елизаветы Малиновской «Репрессированная архитектура» подробно описано, как в Кзыл–Орде проходил суд над так называемыми «вредителями» столицы. Автор пишет, что «над строителями «Красной столицы» была устроена подлинная расправа. В Кзыл-Орде начался один из первых в СССР политических процессов над технической интеллигенцией. Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела в Кзыл-Орде открытый процесс. Так партчиновники прикрывали собственную некомпетентность в выборе места столицы, неоправданные затраты огромных средств, аврал и штурмовщину. Суд проходил в середине октября 1928 года в здании клуба железнодорожников. Оскорбительные выкрики толпы перемежали публичные требования казни над бывшими дворянами и инженерами. Всего осудили 14 человек. Основными обвиняемыми стали руководители строительства города Кзыл-Орды всех уровней: начальник строительного бюро при Стройкоме СНК С. Баграков, главные инженеры НКВД И. Маркушевич, М.Попков, член комиссии СНК по переносу столицы С. Акаев. Из Москвы в Кзыл-Орду под конвоем доставили А.Будасси и его помощника С.Гольдгора. По процессу проходили прорабы Д. Крисанов, В. Ефремов, Н. Богинский, Н. Суханов, Е. Шлом, главный бухгалтер строительного бюро И. Осокин, контролер ФКУ В. Авдонин.

— Прокурор читал обвинительное заключение три часа, а сам суд шел тринадцать дней, — продолжает С. Тайманов. — Инженеры были объявлены шпионами, буржуями, так как все они были из знатных семей. В конечном итоге суд оправдал двоих, а остальных приговорили к различным срокам, но они попали под амнистию в связи с десятилетием Октябрьской революции. Самое строгое наказание получил Будасси — ему присудили четыре года строгой изоляции, которые позже были сокращены наполовину.

Об этом деле в то время писали все газеты СССР. Удивительно, что самого знаменитого во всем Советском Союзе инженера того времени А.Будасси руководство страны еще не раз сажало в тюрьму, чтобы воспользоваться его опытом и знаниями при строительстве очередных коммунистических строек. В книге «Репрессированная архитектура» пишется: «Как только его выпустили из тюрьмы по делу в Кзыл-Орде, инженер был доставлен в Ташкент, где проходил процесс над «вредителями» на водном транспорте. Десятки инженеров проходили по делу «Средазводхоза», в том числе Будасси. Он был вынужден признаться в том, что «разделял интересы крупного частного капиталиста Чаева, стремился к привлечению иностранных капиталистов, затем примкнул к вредительской группе Средней Азии». Все, проходившие по процессу, получили длительные сроки. За что? Почему инженеры, которые беззаветно работали на благо советского государства, вместо заслуг и похвалы получили многолетние сроки?».

Из архивных документов стало известно, что в то время в СССР государство решило использовать труд и опыт технической интеллигенции бесплатно. В этом и был замысел «кровавого террора» против выдающихся технарей Советского Союза. Высококвалифицированные мелиораторы Средней Азии требовались в том числе и для строительства Беломорско-Балтийского канала. В дальнейшем А. Будасси принимал участие в строительстве канала «Москва-Волга», за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После ввода в строй упомянутого объекта Александра Владимировича вновь арестовали. Талантливый инженер-конструктор провел в тюрьме почти год. Он освободился в 1940 году старым и больным человеком, ему было 62 года. Через полгода после освобождения А. Будасси умер.

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: