Традиции празднования Наурыза казахский народ передавал из поколения в поколение. Великий день улуса – как казахи называют этот весенний праздник – стал самым любимым в многочисленной семье 88-летней Жамал Тажикбаевой.
Жамал аже соблюдает все традиции Наурыза, знает многое об этом празднике. Она родилась в колхозе Комсомол (ныне аул Аккум) Жалагашского района в семье крестьян, затем жила в разъезде №6, а в пятидесятых годах прошлого столетия переехала в районный центр. Сейчас живет в областном центре.
Наша героиня вспоминает, как еще в далеком детстве она вместе с родителями, братьями и сестрами за несколько дней вперед готовились к празднику.
– В первую очередь мы приводили в порядок свое жилье, – рассказывает Жамал аже. – Старались по возможности расплатиться с долгами. Старики утверждали, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия урожая и дождя все емкости обязательно наполняли молоком, айраном или же ключевой водой. В годы моего детства Наурыз не отмечали широко, возможностей тогда у людей не было, жили ведь почти все бедно. Обязательным было посещение в эти дни жилищ соседей. Я очень любила ходить в гости с родителями, для меня это было интересно, да и вкусностей можно было попробовать всяких.
Как правило, сельчане готовились к Наурызу сообща. По 2-3 дома, а порой и того больше, накрывали один общий праздничный дастархан. Собирали по миру все к единому застолью. Вытаскивали из своих запасников специально хранившиеся к этому знаменательному событию сладости. Кто принесет оставшиеся от согыма мясо конины или казы, кто пшеницу, кто курт или айран. В большом казане жарили пышные баурсаки. Люди старались готовить в эти дни много еды. Богатый дастархан символизировал достаток и изобилие в наступающем году. Нередко в полдень на установленном месте в ауле резали быка и варили из его мяса блюдо «бел-көтерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении один из аксакалов давал благословение (бата) с пожеланиями, чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным было присутствие числа «7» – единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились чаши с наурыз-коже, приготовленным из семи видов злаков. В его состав обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).
Наурыз-коже было главным праздничным блюдом. Жамал аже готовила его более полувека. Искусству его приготовления научилась у свекрови. Однако сейчас в силу возраста она плохо видит. Поэтому коже сейчас готовят невестки.
– Я любила варить различные супы, – рассказывает моя собеседница. – Безусловно, самым особенным в меню, как в любой казахской семье, был бешбармак. Но когда наступал долгожданный Наурыз, я всю душу вкладывала в основное блюдо этого праздника – наурыз-коже. Конечно, в те далекие годы, как нынче, широкого выбора в продуктах не было. Но это было не важно. Главное, чтобы весеннее блюдо включало в себя семь обязательных элементов – воду, мясо, соль, муку, масло, пшено и молоко, которые олицетворяют семь жизненных начал. Эти компоненты символизируют счастье, здоровье, удачу, богатство, рост, мудрость и божественную защиту. Сама цифра семь была всегда сакральна для казахов.
В наурыз-коже Жамал аже добавляла раньше пшеницу, что, по ее мнению, символизирует большой урожай и достаток. Сейчас выбор крупяных изделий весьма широк, поэтому по желанию можно положить в суп и пшено, и перловку, и фасоль… Что касается мяса, то здесь наша героиня, как и большинство казахов, придерживалась единственного правила, используя мясо скота, зарезанного для заготовки на зиму, – согым. Предпочтительней – лошадь. Как правило, здоровое откормленное животное режут с наступлением крепких морозов, обычно в конце декабря – начале января.
– Конина хорошо усваивается, придает силу, обладает лечебными свойствами, – говорит Ж.Тажикбаева, – засоленная и высушенная, она долгое время не теряет своих полезных и питательных свойств. Вяленая конина в наборе с казы и жал, жая придает особый и неповторимый вкус наурыз-коже.
За долгие годы опытная хозяйка наработала свой рецепт наурыз-коже, который передала своим келинкам. Мясо варится отдельно, сут-коже (молочный суп) отдельно. Затем после готовности соединяются два главных компонента праздничного супа. Обязательно добавляют в него раскатанную и нарезанную своими руками лапшу. Вкус у такого наурыз-коже особенный и неповторимый.
– Сейчас много рецептов приготовления наурыз-коже, но главное нельзя забывать о частичке души, которую необходимо вложить в него, – подчеркнула мудрая женщина. – Подавая его гостям, ты даришь людям заложенные в этом блюде добро, любовь и богатство. По преданиям, важно досыта отведать его, тогда весь год будешь жить в достатке и сытости. Существует поверье, если отведать наурыз-коже в семи домах – год будет удачным.
По словам Ж.Тажикбаевой, люди всегда в день Наурыза старались быть в добром расположении духа. При встрече они заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания.
– Мы старались обязательно помирить находившихся в ссоре соседей или родственников, – сказала Жамал аже. – Это объединяло нас, делало еще сплоченнее. Ведь в этом и заключался основной дух праздника, который всегда имел особый духовно-нравственный смысл.
Наша героиня – многодетная мать, воспитавшая одиннадцать детей. Ее супруг Жолдыбай Нурабаев – ветеран Великой Отечественной войны умер пятнадцать лет назад. На Наурыз по традиции в этой семье собираются дети и многочисленные внуки и правнуки. Все они приходят к Жамал аже отведать полюбившийся с детства удивительно вкусный и неповторимый наурыз-коже, пожелать друг другу добра, благополучия, мира и спокойствия в новом году.
Диас НУРТАЙ