Реалии и перспективы автобусного парка - «Кызылординские Вести»

Реалии и перспективы автобусного парка

16.12.2023

341 0

Начало декабря в Кызылорде выдалось на удивление теплым. Но, как водится, зима взяла свое и погожие деньки сменились ветрами и морозами. Среди тех, кто в первую очередь должен встретить холода в полной готовности – городской автобусный парк, чтобы пассажиры не мерзли на остановках в ожидании автобусов. Предприятию, кстати, в нынешнем году исполнилось 10 лет. О его деятельности в беседе рассказал директор автопарка Максат ЖУСИП.

– «КВ» неоднократно писали о том, что в работе городского автопарка произошли позитивные перемены: при поддержке руководства области парк машин пополнился новыми автобусами, внедряется система электронного билетирования и т.д. В последнее время в Кызылорде, как в целом и по республике, наблюдаются проблемы с обеспечением автогазом. Как с этим обстоит ситуация в автобусном парке?

– Большая часть автовладельцев ездит на сжиженном газе – смеси пропана с бутаном. На наших автобусах используется метан – сжатый газ. Проблем с топливом, по крайней мере сегодня, у нас нет. Газ поступает напрямую по трубопроводу с производственного филиала АО «КазТранГаз Аймак». На нашей компрессорной станции он перерабатывается в компримированный (сжатый) газ – метан. Так что от городских заправок мы не зависим, да и обходится он нам дешевле – около 20 тенге за литр.

– Один из вопросов, который волнует население, – не будет ли очередного повышения цен за проезд в общественном транспорте. В соцсетях распространяют слухи о том, что в связи с закупом новых автобусов повысят стоимость проезда. Во сколько реально обходится проезд каждого пассажира?

– Есть такое понятие, как математическая модель, согласно которой и рассчитывается, во сколько обходится автопарку проезд одного пассажира. В нее входят все расходы: ГСМ, заработная плата водителя, запчасти, услуги по ремонту, техническое обслуживание машин и тому подобное. По расчетам за 2020 год за каждого пассажира мы должны взимать 232 тенге – во столько обходится его проезд в городском автобусе. Сегодня 85 тенге из этой суммы оплачивает пассажир, остальная часть покрывается за счет субсидий. Хотя, учитывая инфляцию, на сегодня реальная стоимость проезда, разумеется, выше. Так, например, в Туркестане за 2023 год она составила около 350 тенге. Мы пока таких расчетов не производили. Тем не менее повышать цены не планируем.

– Каков реальный пассажиропоток на сегодня, есть хотя бы приблизительные подсчеты? Удается ли отследить пассажиропоток благодаря внедрению электронного билетирования?

– На сегодня в сфере внутригородских пассажирских перевозок создано 34 маршрутные линии, четыре из них сейчас не обслуживаются. Таким образом, в реальности по городу действуют 30 маршрутных линий, из которых 23 обслуживает автобусный парк, остальные – частные перевозчики, которых на сегодня четыре. По данным, составленным на основе результатов электронного билетирования, за день автобусный парк перевозит около 100 тысяч пассажиров. Но здесь надо учитывать, что есть пассажиры, которые платят наличными. Как раз эту часть нам трудно вывести из теневого оборота. Пассажирам, которые расплачиваются наличными, водитель обязан выдать билет, но на деле этого не происходит. Мы настоятельно рекомендуем пассажирам, чтобы они требовали у водителей билеты. Об этом мы не устаем напоминать и в соцсетях, и в ходе встреч с населением. Ведь в конечном итоге это на пользу самим горожанам. Чем больше прибыли мы получим, тем больше возможности для обновления автобусного парка.

Что касается частных перевозчиков, то городской отдел ЖКХ рекомендовал им также перейти на систему электронного билетирования. Но, как мы видим сегодня, они этого не сделали. Поскольку они не выполняют предъявляемых требований, то субсидии не получают. В основном, они выполняют рейсы на своих маршрутах только в часы пик, когда наблюдается наплыв пассажиров.

– Учитывая все сказанное, а не передать ли все маршрутные линии автопарку?

– Действительно, такие вопросы поднимаются. Мы ждем прибытия еще 100 новых автобусов – 50 в начале января следующего года, остальные в конце этого же месяца. В этом случае мы вполне будем в состоянии обслужить все городские линии. В то же время в сфере пассажирских перевозок необходима конкуренция, поэтому есть разговоры, что четырем частникам оставят по одному маршруту. Речь идет о тех маршрутах, которые соединяют Кызылорду с пригородными поселками и аулами. Возможно открытие новых маршрутов, так что без работы они не останутся.

– Как обстоит дело с кадрами? Ожидается поступление новых автобусов, а хватит ли водителей? Ведь есть ряд определенных требований: наличие категории «D», стаж.

– Действительно, дефицит водителей на общественном транспорте есть, и не только в Кызылорде. Помимо соответствующей категории необходим стаж работы. Например, мы не можем принять на работу водителя с категорией «D», даже если он профессионал, если у него стаж менее пяти лет. Сейчас рассматривается снижение стажа до двух или трех лет. Но, с другой стороны, главное – это безопасность пассажиров. Ведь на водителе автобуса лежит большая ответственность. На сегодня в нашем автопарке работают 360 водителей. К нам переходят шоферы, работавшие у частных перевозчиков, а также водители фур с соответствующим стажем. Это связано с тем, что на сегодня выросла зарплата наших водителей. Недавно только делали подсчеты, согласно которым на оплату их труда в месяц уходит 95 миллионов тенге. В среднем, заработная плата водителей составляет около 250 тысяч тенге. Но все зависит от отработанного времени. За час работы мы платим 1300 тенге. Самая высокая зарплата – 480 тысяч тенге. К каждому автобусу прикреплены два водителя, которые работают посменно.

– Вы сказали о тратах. Как дело обстоит с рентабельностью? Предприятие прибыльное?

– Скажу, что автобусные парки во всех регионах страны не покрывают своих расходов. За счет прибыли можно только выплатить зарплаты и налоги. Остальные расходы – за газ, свет, воду, запчасти – оплачиваем за счет субсидий. Новые автобусы приобретены в лизинг: 20 процентов стоимости выделил бюджет, остальное – кредитные средства. Так, например, в прошлом году купили 150 автобусов, стоимость каждого – 47 миллионов 800 тысяч тенге. В нынешнем году приобрели автобусы большей вместимости, каждая машина обошлась в 53 миллиона тенге. В месяц мы выплачиваем за них кредит в 108 миллионов тенге.

– В связи с большой протяженностью маршрутных линий было обещано для удобства пассажиров запустить экспресс-маршруты. Когда это произойдет?

– Такие планы есть. В ноябре прибыли 50 новых автобусов, которые запустили на маршрутах, где не хватало общественного транспорта. Маршрутный автобус №23 курсирует до аула Досан. Кроме того, осуществляется субсидирование только социально значимых маршрутов, на которых обслуживаются жители сельских населенных пунктов. Именно по этой причине они охватывают пригородные поселки и близлежащие села. Тем не менее, в планах есть открытие двух экспресс-маршрутов по городу, которые не будут заезжать на окраины. Но это будет только после того, как полностью укомплектуем базу.

– Немало вопросов возникает по поводу качества новых автобусов. Каково Ваше мнение на этот счет?

– Ныне автобусным парком закуплены автобусы Yutong китайского производства. Это признанный в мире бренд, пользующийся большим покупательским спросом. Бывшие ранее в использовании автобусы Zhong Tong были тоже от китайского производителя. Их сборка осуществляется в Казахстане: в Караганде и Семее. Срок их службы зависит от соблюдения правил эксплуатации: необходимо вовремя менять запчасти, фильтры, производить замену масла соответствующей марки.

– Спасибо за уделенное время.

Беседу вела Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: