Не все казахстанцы, наверное, успеют расчехлить товары, купленные в рассрочку до 24-х месяцев на недавнем Каспи Жұма, – грядет так называемая «черная пятница».
Напомню, с 4 по 6 ноября в стране вновь прошел праздник шопоголиков от Kaspi.kz. Как анонсировали организаторы, в интернет-магазине банка представлялось свыше 2,5 миллиона товаров с бесплатной доставкой. Покупателей ждали 100 тысяч магазинов по всей стране, в числе которых такие известные бренды, как Adidas, Euromebel, Glasman, Kimex, Lucente, Marwin, Mon Amie, Sulpak, Zeta, «12 месяцев», «Казах-ювелир», «Комфорт», «Мечта» и многие другие. Наверное, в нашей стране нет ни одного работающего человека, который в эти дни не купил что-то в рассрочку или не оформлял кредит. Вот и автор этих строк стойко продержался от покупок два дня, пока домашние что-то себе выбирали-заказывали, а на исходе третьего, пусть и не в рассрочку, но оформил, как мне показалось, современные электроприборы для бритья и стрижки. Хоть они мне сто лет были не нужны, обходился прекрасно и без них, механическими. Но это полбеды. Пока заказ из другого города не поступил, но на периферии сознания уже мелькает мысль: надо чем-то затариться и во время наступающей «черной пятницы». Словом, маркетинг не дремлет, он тонко играет на человеческой психологии. Нам, потребителям, нравится выходить в магазин «на охоту» за удачными покупками, испытываем азарт и удовольствие от своего «трофея», зачастую даже не задавая себе вопрос: «Действительно ли мне нужен этот товар?». Но самое забавное в этой ситуации в том, что на самом деле выходят на охоту не покупатели, а продавцы и маркетологи.
Обещают бросовые цены
Теперь к Black Friday. Она в этом году официально стартует в полночь 25 ноября, завершение — 28 ноября в 23.59. Но нужно учесть – каждая компания может устанавливать свои правила: некоторые запускают акцию раньше, другие, наоборот, продлевают. Законом сроки не регламентируются.
На официальном сайте blackfriday-kazakhstan.kz пока представлен список 90 интернет-площадок Казахстана и России, работающих и на европейском, и азиатском рынках. Организаторы предлагают отслеживать товары и их цены уже сейчас, уверяя, что таким образом у потенциального покупателя сформируется представление о ценовой политике отдельно взятого магазина по конкретному товару, поскольку они будут иметь свои конкурентные предложения: кто-то предложит выгоднее цену на холодильники, кто-то на детские игрушки, а кто-то и вовсе ограничится минимальной приветственной скидкой на все товары.
Мужчины любят эту распродажу за хорошие скидки на технику и электронику, женщины – за отличную возможность приобрести товары для дома, одежду для себя и детей по максимально выгодным ценам. Статистика последних лет показывает, что в Казахстане в первую пятёрку входят следующие категории: одежда, бытовая техника, обувь, товары для дома, косметика и парфюмерия. Как обещают организаторы, в течение трех дней потенциальных покупателей ждут эксклюзивные скидки от 20 до 70 процентов, на некоторые позиции скидки могут достигать 90 процентов. Акция затрагивает не только товары, но и услуги, и сервисы.
Пятицентный король
Почему Black Friday – акция в общем радостная, имеет такое мрачноватое название? Наберётся десяток историй возникновения легендарной распродажи. Считается, что первая акция «Чёрная пятница» была связана с обвалом золотого рынка в 1869 году. Есть и другие варианты происхождения, связанные с биржевыми кризисами разных лет XIX века. Но основоположником часто называют Фрэнка Вулворта. Застенчивый паренек никак не мог научиться общаться с покупателями. Однажды он просто выложил товары на прилавок с табличкой «Всё по 5 центов» и спрятался за кассой. Продажи за день выросли в шесть раз. Вулворт вечером захлопнул дверь магазина — и больше там не появлялся. Он открыл своё маленькое дело, которое позже выросло в крупную торговую сеть с фиксированными ценами.
Позже американские бизнесмены заметили, как растёт покупательская способность после Дня Благодарения, отмечающегося в последний четверг ноября. Люди активно заготавливали подарки к Рождеству. Чтобы увеличить выручку, предприниматели решили последовать примеру Вулворта и порадовать клиентов существенными скидками. Появилась распродажа «чёрная пятница», которая всегда начинается после Дня Благодарения — в полночь.
Еще одна версия происхождения названия связана с тонкостями ведения американского бухучета. Убыток отмечался красными чернилами, прибыль – черными. Конечно, в «черную пятницу» об убытке не было и речи, поэтому черные чернила в этот день были самыми востребованными.
Думайте сами, решайте сами
К сожалению, не всегда «чёрная пятница» в магазинах проходит гладко. С Black Friday связано много необычных случаев. Желание сэкономить иногда доходит до абсурда. Например, в 2009 году двое покупателей из немецкого города Ахен подрались за пустую тележку. Конфликт дошёл до рукоприкладства, люди кидались друг в друга консервами и палками колбасы. В итоге они заплатили штраф, затем отправились в травмпункт.
Интересный случай произошёл в Китае. Чтобы избежать аварий на дорогах, в 2015 году во время «черной пятницы» власти запретили использовать транспорт. Под запрет попали даже трехколесные велосипеды. Службы доставки не справлялись с нагрузкой. В итоге курьеры оседлали лошадей.
Нашим соотечественникам повезло. Появление распродажи в стране совпало с развитием маркетплейсов – платформ для электронной торговли. Он бережёт время и сохраняет нервные клетки. Нет необходимости сражаться за тележки или превращаться в наездников.
Все же не стоит, дорогие читатели, терять бдительность и спешить потратить деньги. Польза от распродаж для потребителя, безусловно, есть, но лишь тогда, когда он приобретает то, что ему действительно нужно. Если же все-таки решили участвовать в распродажах, то нужно заранее проанализировать исходные цены и скидки разных продавцов на интересующие товары. В противном случае – высока вероятность, что даже со скидкой переплатите, поскольку как ни крути везде есть вероятность манипуляции со скидками. Некоторые сети в день самой акции завышают цены, потом сообщают о том, что они продают значительно дешевле. Это стандартная модель, причем мировая. Самое главное – в этой акции нет никакого обмана, все честно. Как утверждают маркетологи, «мы не обманываем, потребитель сам обманываться рад!».
Важно помнить, что деньги, которые мы необдуманно спешим потратить, – это эквивалент потраченного нами труда, нашего здоровья, а главное – времени. Можно время превратить в деньги, но за деньги время купить невозможно. «Один раз живем!» – убеждает се-бя потребитель, приобретая модный брендовый товар в кредит сроком на полгода. Однако ни одна дорогая покупка не может стоить дороже, чем полгода вашей жизни, которые могли бы потратить на друзей и родных.
Легендарный Филип Котлер писал в своих книгах: «Не доверяйте скидкам!». Доверяйте Филипу Котлеру, который это написал, ведь это он придумал маркетинг.
Аман ЕСЕНОВ