О существовании на территории Казахстана древнейшей цивилизации свидетельствуют исследования археологов, проведенные в различных регионах страны. Так, найденные в ходе раскопок остатки древних городов и поселений ученые в соответствии с ареалом расположения отнесли к трем группам: Кауынчинской, сосредоточенной в Приташкентском оазисе, Отрар-Каратауской, расположенной в среднем течении Сырдарьи в предгорьях Каратау, и Жетыасарской археологической культуре, представленной на территории Кызылординской области в долине высохших русел Сырдарьи – Куандарье и Жанадарье.
В ходе нынешнего полевого сезона приаральский отряд Института археологии имени А.Маргулана под руководством Азилхана Тажекеева в рамках проекта «Гунно-сарматская эпоха в истории Казахстана: междисциплинарное исследование, анализ и реконструкция» ведет раскопки на кургане Курайлы асар Жетыасарского оазиса. Памятник расположен в Кармакшинском районе в 14,5 километра от аула Турмагамбета.
Как рассказали археологи, здесь расположено около ста курганов. В зависимости от места расположения их поделили на три группы. Первая из них обнаружена в восточной части поселения в русле Сырдарьи Ескидарья, вторая группа курганов располагается к югу и западу, третья – в равном удалении от стен поселения. В нынешнем сезоне идут раскопки трех курганов и одного могильника в 500 метрах к югу от городища. Работы продолжатся до середины сентября.
В целом, ареал распространения жетыасарских памятников чрезвычайно широк и территория, занятая жетыасарскими городищами, простирается далеко на север, восток и юго-восток от давшего культуре имя жетыасарского урочища. Остатки древних поселений Жетыасарской культуры найдены на территории Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского районов. Археологи обнаружили около пятидесяти городищ и крепостей, среди них Бидайык асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тик асар, Тас асар, Коса асар и другие. Все они представляют собой небольшие возвышенности – асары.
Большинство жетыасарских городищ представляют собой овальной или округлой формы двух и даже трехъярусные возвышенности (төбе) высотой от 8 до 25 метров и площадью от 1,5 метра до 18 гектаров. Огромные, многослойные, хорошо укрепленные города-крепости размещались в непосредственной близости от водных источников и были окружены некрополями, насчитывающими огромное количество курганов. Все городища располагались группами по 5-7, иногда до 10 крепостей. Расположены они друг от друга на расстоянии не более 2-8 километров. Причем эти города-крепости располагались таким образом, что с любой из них открывался вид на остальные и можно было подавать световые сигналы с одной на другую. Ученые-историки высказывают самые различные предположения по поводу появления и последующего прекращения жизнедеятельности этих поселений. Так, например, согласно одной из них, поселение Томпак асар могло погибнуть в результате военного столкновения, Бидайык асар – по причине изменения русла Сырдарьи. Данная гипотеза ученых опирается на результаты проведенных на месте города археологических раскопок, в результате которых удалось проследить попытки жителей этого самого западного городища соорудить искусственные водохранилища и водосборы в русле засыхающего протока.
В результате найденных в ходе раскопок захоронений и остатков жилищ ученые считают, что Жетыасарская культура раннего периода относится к античной эпохе. Ученый-этнограф С.Толстов отметил сходство найденных здесь фрагментов керамики с античной и хорезмийской культурой. Но есть и отличия. Постройки в Хорезме традиционно возводились из квадратного кирпича, а при строительстве городов Жетыасара использовались брикеты прямоугольной формы.
По результатам проведенных археологами раскопок ученые предположили, что первый этап Жетыасарской культуры характеризовался его мощным расцветом, строились дома, существовали тесные экономические связи с Отыраро-Каратауской и Кауынчинской культурами, в IV-VI веках было сильно влияние гуннов. Не случайно археологами было найдено здесь большое количество предметов быта и керамической посуды гунского образца. Наиболее сильно сходство двух культур проявляется в традициях захоронения.
Раскопки дают представление о погребальном обряде, который не менялся на протяжении всех периодов существования жетыасарской культуры. Покойные в богатых одеждах, завернутые в камышовые циновки, укладывались на встроенные внутри камеры лежанкисуфы, иногда с войлочной подушкой под головой. При этом предыдущие захоронения или отодвигались в сторону, или же оставлялись на месте. По прошествии значительного отрезка времени ранние погребения убирали из склепа, а камеру подготавливали к новым захоронениям, снова и снова тщательно обмазывая глиной стены, суфы, полы, иногда и совершая небольшие перестройки внутри камеры.
Вблизи погребенного ставились сосуды с заупокойной пищей. Набор посуды оставался стандартным. Кроме пищи рядом с захороненным размещали оружие, предметы туалета, орудия труда. К сожалению, все эти могильники были разграблены и до нас дошли лишь жалкие крохи погребальных инвентарей, о первоначальном богатстве которых можно судить по случайно сохранившимся погребениям. Изучая их, ученые пришли к выводу о необычайной устойчивости как самих погребальных сооружений, так и единого для всех их типов погребального обряда, бытующего на данной территории без каких-либо изменений на протяжении всего существования культуры. Антропологические исследования говорят об едином в основной массе населении, хотя в отдельных курганах и могильниках можно отметить иной расовый тип.
Археологические находки свидетельствуют о своеобразии материальной культуры древнего населения Жетыасарского урочища, а также высоком уровне мастерства древних зодчих. Они расположены так, что с любого из этих городищ, можно увидеть все остальные, из чего следует, что города Жетыасара представляли собой своего рода агломерацию. Удивляет и точность выполнения строительных работ. Древние архитекторы не просто «лепили» дома друг к другу, а строили симметрично и параллельно друг другу при соблюдении точных расчетов. О высоком уровне архитектурного мастерства жетыасарцев говорят и конструкции сводов и оборонительная система городищ. Каждое из городищ было ограждено крепостными стенами, бойницами, башнями. Из этого следует, что жители могли дать отпор любому врагу и защитить свой город. Причем оборонительные башни имели коридоры, через которые можно было не только попасть в город, но и выйти из него.
Интересно, что материал для строительства жетыасарцы производили сами, причем самого высокого качества. Жившие здесь племена умели обращаться с глиной и знали все секреты изготовления изделий из этого сырья. Доказательство тому – керамическая посуда, которая отличалась уникальной техникой исполнения, что говорит о высокой культуре жившего в этих местах народа.
В 1973 году экспедицией Сергея Толстова в ходе раскопок на поселении Бидайык асар были найдены фрагменты музыкального инструмента, напоминавшего по внешнему виду домбру. В отличие от современного аналога древний инструмент имел два грифа, что и дало ему название – «қоссаз». На деке домбры были вырезаны узоры в зооморфном (животном) стиле, что в целом присуще кочевым народам евразийского пространства.
В ходе раскопок на памятниках Жетыасара найдено огромное количество костей животных, что говорит о том, что основным видом деятельности жителей этих городищ было скотоводство. Существовала и примитивная ирригационная система. По мнению археологов, земледелию отводилась второстепенная роль, тем не менее жетыасарцы обрабатывали землю, выращивали злаковые культуры и даже делали вино.
Города эти являлись настоящими оазисами, были богаты и могущественны. Но как бы то ни было, они прекратили свое существование. О причинах их исчезновения ученые строят догадки и гипотезы. Ясно, что им понадобится не одно десятилетие, чтобы разгадать феномен Жетыасара.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА