Работа завершена, а результат спорный — «Кызылординские Вести»

Работа завершена, а результат спорный

13.03.2021

234 0

В прошлом году в Казахстане завершилась реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанной на 2011-2020 годы. Сегодня все чаще звучит вопрос: насколько успешно она была реализована в Кызылорде? Как бы ни были возмущены жильцы некоторых многоэтажек, считающих что за свои деньги они получили некачественный ремонт, ни одного дела в суде они так и не выиграли. А представители местной исполнительной власти, в чьем ведении находится контроль за производимым ремонтом, уверены, что программа была успешно реализована.

Напомним, что инициатором программы выступила Национальная лига потребителей Казахстана. Обратившись к премьер-министру РК, общественники попросили рассмотреть возможность выдать населению беспроцентные кредиты на решение острых жилищных проблем. Исходили из того, что в советские годы существовал норматив, согласно которому после тридцати лет эксплуатации все государственное жилье подлежало капитальному ремонту. Для этого выделялись средства из бюджета, на которые обновлялись все внутридомовые коммуникации.

В период приватизации казахстанцы получили в собственность дома без ремонта. И срок эксплуатации многих уже давно перешагнул тридцатилетний рубеж. Подразумевалось, что государство даст в долг собственникам квартир средства на проведение капитального ремонта, а те, в свою очередь, выплатят этот долг без процентов в течение семи лет. Для малоимущих слоев населения предусматривалась возможность погасить кредит за счет жилищного пособия.

Программу модернизации ЖКХ Правительство страны утвердило 30 апреля 2011 года. Но первые отремонтированные дома не принесли желанной радости их жильцам.

Кто виноват и что делать?

Этими классическими вопросами сразу же озаботились кызылординцы, получившие многотысячные кредиты и некачественный, по их мнению, ремонт. На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Биржана Далабаева.

— В первую очередь хочу сказать, что ремонт многоэтажных домов с завершением этой программы не заканчи-вается, — сказал он. — С 2015 года он также ведется и будет продолжен по программе развития регионов. До этого года кредиты на ремонт выдавались сроком на семь лет, теперь же погасить его можно в течение 15 лет.

Как говорит Б. Далабаев, в соответствии с указанными программами в Кызылорде проведен капитальный ремонт объектов кондоминиума в 161 многоквартирном жилом доме. Всего в Кызылорде 672 дома советской постройки. Был проведен мониторинг состояния домов на момент начала программы и выявлено 517 домов, которые требовали ремонта. В некоторых из них от капительного ремонта отказались сами жильцы, глядя на печальный опыт первых отремонтированных домов.

Деньги на ремонт домов выделяются через ТОО «Қызылорда тазалығы», которое выступает в качестве заказчика. Как отметил Б. Далабаев, подавляющее большинство жителей отремонтированных многоэтажек отказывалось возвращать полученные кредиты, так как по их словам, ремонт выполнен плохо.

— Поэтому мы прибегли к принудительному взысканию долгов через судебные органы, — сообщил он. — На более чем двух тысяч граждан были поданы исковые заявления, и все они были удовлетворены. За счет возвратных средств был проведен капитальный ремонт еще в 23 домах.

По мнению руководителя отдела ЖКХ, отстоять свои интересы в суде жильцы не смогли из-за отсутствия у них доказательств того, что ремонт у подрядной организации они не принимали. Ведь после завершения работ представителями инициативной группы из числа жильцов были подписаны соответствующие акты. По словам Б. Далабаева, были случаи, когда жильцы не признавали свои подписи, писали жалобы в правоохранительные органы и аппарат президента страны. Проводились проверки, даже почерковедческие экспертизы, и тем не менее, коммунальщикам удалось доказать свою правоту.

На сегодня в бюджет возвращено примерно 70 процентов от выданной государством суммы. Б. Далабаев считает, что ответственность за некачественный ремонт все-таки лежит на самих жильцах. В свое время они халатно отнеслись к выбору подрядчиков, к контролю за качеством выполняемых ремонтных работ, подписали акты, не следили за коммуникациями после ремонта. В итоге остались недовольными.

В любом доме, будь то многоэтажный или частный, текущий ремонт нужно делать примерно один раз в пять лет. А после капитального ремонта в рамках программы модернизации ЖКХ прошло уже семь и более лет. К тому же, как говорит руководитель отдела, к дому после ремонта необходимо относиться бережно, следить за порядком в подъездах и подвалах, чего не было сделано. Многие привыкли считать, что за подъезд, крыши и подвальные коммуникации несет ответственность акимат. Работники отдела ЖКХ уже неоднократно объясняли жильцам, что это не так. Став собственниками квартир, они автоматически стали собственниками и всех объектов кондоминиума.

В первые годы реализации программы модернизации были случаи, когда после завершения некачественного ремонта, проводившие их ТОО вовсе не собирались устранять имеющиеся недоделки и брак. Объявляли себя банкротами и прекращали свою деятельность. В таких случаях вряд ли были виноваты сами жильцы. Хоть они и выбирали подрядчиков самостоятельно, но выбирали из числа кандидатур, предложенных властями. К тому же, поскольку ТОО больше не существовало, некому было и предъявить требования по гарантийному устранению неполадок, выявленных в течение двух лет эксплуатации.

— Такие случаи были, на некоторых недобросовестных подрядчиков были поданы исковые заявления в суд, были вынесены обвинительные приговоры и определены условные сроки для их руководителей, взысканы штрафы, — пояснил Б. Далабаев. — Устранением недоделок в ремонте по гарантии занималось ТОО «Қызылорда тазалығы».

Далее, с учетом выявленных «подводных камней», с 2013 года уже и подрядчики стали относиться ответственнее к выполнению взятых на себя обязательств. А жильцы, поняв, что им все равно придется выплачивать взятый кредит, стали придирчивее относиться к качеству выполняемых работ. Вместе с инициативными группами качество работ всегда проверяют представители технического надзора и ТОО «Қызылорда тазалығы». Сейчас в связи с упорядочением вопросов контроля жильцы некоторых домов сами обращаются с просьбами о проведении капитального ремонта. Для этого необходимо согласие 70 процентов жильцов дома. И теперь люди стали намного требовательнее к подрядчикам. Причем те, кто самостоятельно обращаются за проведением ремонта, просят, чтобы ремонт проводили определенные компании, поскольку уже видели их качественную работу в других домах.

— Жители домов, в которых был проведен некачественный ремонт в рамках программы, все равно выплачивают кредит, — говорит начальник отдела. — К тому же качеством ремонта они остались недовольны, и потому их дома снова нуждаются в ремонте. Жильцам этих домов нужно понять, что они сами в ответе за состояние своего дома. В законе о жилищных отношениях написано, что жильцы должны участвовать во всех расходах по содержанию общего имущества — крыш, подвалов и подъездов. А регламентировать эти вопросы должен орган управления объектов кондоминиума.

Как сообщил Б. Далабаев, с 1 июля 2022 года КСК прекратят свое существование. На их месте должны быть созданы объединения собственников имущества или простое товарищество на каждый многоэтажный дом. Из числа жильцов будет выбран председатель. Размер его зарплаты, а также сумма, которая будет вноситься на содержание дома, будет определяться его жильцами. Кстати, она должна составлять не менее 14 тенге за один квадратный метр. На собранные деньги люди сами будут решать, что необходимо отремонтировать, где нанимать специалистов для проведения работ и сколько платить дворнику. Поскольку кооперативы собственников жилья не оправдали себя, то теперь будет введена такая система для поддержания надлежащего состояния объектов кондоминиума. И жильцам многоэтажек все-таки предстоит еще привыкнуть брать на себя ответственность за содержание своих домов.

После драки кулаками не машут

По мнению представителя ТОО «Қызылорда тазалығы» инженера-строителя, эксперта Мурата Абдикаликова, количество довольных и недовольных качеством капитального ремонта своих домов примерно одинаковое.

— Здесь необходимо учитывать человеческий фактор, — говорит он. — Ведь невозможно угодить всем жильцам дома. В нашей практике был случай, когда только цвет, в который необходимо покрасить дом, жильцы выбирали полтора месяца! Поэтому пришлось красить дом в ноябре, а теперь весной эту процедуру придется повторить, ведь скорее всего, после такой покраски обязательно появятся дефекты, и подрядчик будет делать это за свой счет. На мой взгляд, этот вопрос вообще должен решаться городскими властями, исходя из общей концепции благоустройства города.

М. Абдикаликов также считает, что жильцам не удалось выиграть ни одного судебного разбирательства, поскольку они халатно отнеслись к организационным моментам и составлению необходимых документов. Поэтому даже если и были недочеты в ремонте, отстоять свои финансовые интересы им не удалось, и теперь они вынуждены выплачивать долг государству. К тому же, по его словам, подделывать подписи, о чем постоянно говорят недовольные участники программы модернизации ЖКХ, никому не выгодно и даже опасно с точки зрения закона. Поэтому этим вопросом, по мнению эксперта, никто не занимался.

Думается, все-таки стоило обратить внимание, поскольку подобные факты имели место и в других регионах Казахстана, о чем не раз писали и передавали республиканские СМИ. А мнение одного эксперта (к слову, представляющего интересы жилкомхоза) при желании можно легко опровергнуть. и потому здесь нужно привлечь несколько компетентных, а главное, независимых специалистов.

Что касается объема работ, то тут при его определении выполняются все необходимые процедуры — проводится экспертиза, по результатам которой пишут дефектный акт. Затем составляется проектно-сметная документация, которая также проходит экспертизу. Потом дается экспертное заключение и составляется проект, оформленный юридически. На собрании жильцов выбирается подрядчик из числа организаций, рекомендованных ТОО «Қызылорда тазалығы».

— Для качественного ремонта необходим строгий контроль со стороны граждан, живущих в ремонтируемом доме, — говорит он. — Если этого нет, то ни о каком качестве говорить не приходится. Также контроль нужен и после подписания акта о приеме работ. Ведь в процессе эксплуатации всегда могут выявиться различные дефекты и недоработки. На это жильцам дается два года. В течение этого времени все неисправности подрядчик будет устранять за свой счет. А ТОО «Қызылорда тазалығы» этот вопрос проконтролирует, поскольку имеет рычаги воздействия на подрядные организации.

В качестве положительных примеров автору материала был показан дом 20 на улице Мусрепова и дом 30 по улице Бектурганова. Ремонт выполнял один и тот же подрядчик, качеством жильцы остались довольны. А теперь жители близлежащих домов изъявили желание сделать в своем доме капитальный ремонт и хотят, чтобы за работу взялась именно эта компания. Однако о том, как будет выплачиваться кредит, судить пока рано, поскольку ремонт был проведен в 2020 году и оплачивать его надо будет в течение 15 лет.

В доме № 6 микрорайона «Мерей» ремонт был сделан в 2014 году, причем выполнил его житель этого дома, являющийся руководителем ТОО, выполняющего строительные и ремонтные работы. Сумма кредита составила почти 24 миллиона тенге и была выдана на семь лет. В этом году срок заканчивается, а жильцы должны вернуть еще более трех миллионов. По словам представителей КСК, не выплачивается этот кредит гражданами с малым достатком. Хотя не совсем понятно, почему эти граждане не оформляют жилищное пособие для погашения долга.

В доме 15 микрорайона «Ақмешіт», отремонтированном также в 2014 году, задолженность жителей составляет более 11 миллионов тенге. И независимо от того, что жильцы недовольны качеством ремонта, предпринимаются меры по взысканию задолженности через судебные органы. Также проиграли суды в разные годы жильцы дома 31 микрорайона «Шұғыла» и дома 14 микрорайона «Мерей» и еще множества других домов города. Люди чувствуют себя обманутыми, однако почему-то отказываются называть свои фамилии. Они считают, что платят они ни за что.

— Наверное, первые годы реализации этой программы прошли не на должном уровне, — говорит эксперт ТОО «Қызылорда тазалығы». — Но теперь уже сделаны соответствующие выводы обеими сторонами — и подрядчиками, и жильцами. Сейчас наша организация стала более требовательной к выбору подрядчиков. Как бы там ни было, программа завершена, но ремонт домов продолжится. Теперь, главное, не повторять прошлых ошибок, и тогда состояние старых многоэтажек можно будет значительно улучшить.

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: