Пусть знают потомки - «Кызылординские Вести»

Пусть знают потомки

29.05.2021

1348 0

pust znajut potomki e1622256323356

Политические репрессии 20-50-х годов XX века затронули миллионы советских граждан. Память о колоссальных человеческих жертвах и жестоком драматизме тех лет оставила трагический след в сердце каждого казахстанца.

Одним из тех людей, кто безвинно погиб в годы сталинщины был видный политический и государственный деятель Казахстана Садыкбек Сапарбеков.

Он родился в 1902 году в Жанакорганском районе. Отцу, полукочевнику-скотоводу, стоило немалых усилий пристроить смышленого сына в русский класс. До 1919 года Садыкбек воспитывался в интернате в Кызылорде. В 17 лет вступил в комсомол, принимал активное участие в его работе. Целеустремленный и активный юноша быстро завоевал доверие своих единомышленников, стал их лидером. Осенью 1919 года Садыкбека приняли в ряды ВКП(б). Его рабочий настрой и рвение заметило руководство Кызылординского горкома комсомола и направило на агитационно-организационные курсы в Ташкент. Здесь он с еще большим энтузиазмом включился в общественно-политическую жизнь. Оценив способности парня, крайком партии большевиков после окончания курсов в числе 35 молодых людей направил Сапарбекова на учебу в Москву. В коммунистическом университете имени Я.Свердлова он тесно сошелся со своими сверстниками.

Возвратившись в 1920 году из Москвы, Садыкбек работает над созданием казахстанского комсомола. Его избрали членом ЦК комсомола Туркестана, бюро ЦК, заведующим секцией по работе с молодежью партийной школы при ЦК Туркестана. Именно в эти годы пути двух видных казахстанских лидеров молодежного движения Садыкбека Сапарбекова и Гани Муратбаева переплелись. Шла кипучая комсомольская работа. Объединив усилия, молодые люди стали заниматься важной задачей – приобщать юношей и девушек Востока к новой жизни, к знаниям. Именно они собственным примером, энтузиазмом оказали большое влияние на становление руководителей казахстанского комсомола А.Хангельдина, У.Турманжанова, Ш.Артыкбаева, А.Токмагамбетова, Б.Кенжебаева, Ж.Бектурова и многих других, которые позднее стали известными людьми в Казахстане.

В конце 1923 года С.Сапарбекова перевели на партийную работу, а вскоре он вновь по направлению крайкома партии уехал на учебу в Москву. Через два года был назначен на должность второго секретаря Акмолинского губернского комитета партии. Семипалатинск, Кзыл-Орда, Акмолинск, Чимкент, Алма-Ата, Караганда, Гурьев, Уральск, Петропавловск – города, с которыми была связана трудовая жизнь С.Сапарбекова. Каждое новое назначение он принимал как необходимость максимальной отдачи своих знаний и опыта молодым партийным работникам.

Где бы ни трудился Садыкбек, он везде окружал себя достойными людьми, которые, в свою очередь, ценили и уважали его. Вот что пишет о своем соратнике Сабит Муканов в автобиографическом романе «Школа жизни»: «Я хорошо знал его по деятельности на идеологическом фронте и глубоко уважал быстро выросшего, отлично владеющего казахским и русским языками, политически подкованного молодого коммуниста. По всем направлениям – знаниям, деловитости, многим чертам характера – Садыкбек Сапарбеков казался мне человеком с неограниченной перспективой».

Будучи заведующим отделом агитации и пропаганды крайкома партии и одновременно членом бюро, Садыкбек трудился с небезызвестным Ф.Голощекиным, оставившим негативный след и недобрую память в Казахстане. Работая с таким человеком, ему удавалось оставаться самим собой, мужественно отстаивать свои убеждения и взгляды. С.Муканов на протяжении всей жизни был благодарен старшему товарищу, который смог оградить его от неприятностей. Направляя на учебу в Москву будущего писателя, С.Сапарбеков, занимавший ответственный пост, сказал ему на прощание: «Зачем тебе цапаться с Голощекиным? Лучше хоть временно, но исчезни из его поля зрения…».

В 1935-36 годах С.Сапарбеков работал председателем республиканского совета профсоюзов. Большое место в его жизни занимало творчество. Он много писал, публиковался в разных газетах и журналах. Занимался и переводами. Первым перевел на казахский язык труды Н.И.Бухарина, выступавшего против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации и индустриализации, что, наверное, и определило его судьбу. Решающую роль мог сыграть и написанный им очерк о творчестве С.Сейфуллина.

Весной 1938 года в центральных газетах Советского Союза появилось сообщение о том, что 6-12 марта выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР на закрытом судебном заседании рассмотрела дело национал-фашистов, троцкистов и бухаринцев по обвинению в измене Родине. Верховный суд обвинил 19 видных государственных политических деятелей в попытках отторжения Казахской ССР от Союза ССР и превращения ее в колонию иностранного империализма. Приговор был в духе того времени – расстрел. Среди «изменников Родины» был и Садыкбек Сапарбеков. В период ареста он занимал пост секретаря Западно-Казахстанского обкома партии.

У С.Сапарбекова было трое детей: дочери Сара и Лимара, сын Эрнст. Взрослые отворачивались от их вопрошающих взглядов. Это было тяжелое время. Приходилось скрывать истинную причину гибели отца, а говорить о нем можно было полушепотом. Знакомые и родственники отвернулись от семьи «врага народа», боялись общаться с ними. Одним из первых руку помощи протянул писатель Ильяс Есенберлин, лично знавший Сапарбекова. Он не побоялся предложить его семье жить в его квартире в Алма-Ате.

С.Сапарбекова реабилитировали в 1958 году. После политической реабилитации о нем заговорили многие поэты, писатели. Позже появились публикации современных авторов и литературоведов. На родине видного общественного и государственного деятеля в Жанакорганском районе есть школа и улица его имени. О жизни и деятельности этого незаурядного человека снят документальный фильм, выпущена книга. В свое время был создан общественный фонд имени С.Сапарбекова, который установил стипендию для сельских ребят из малообеспеченных семей, стремящихся к знаниям.

Бота МЕЙРАМОВА

Читайте также: