С глубокой древности земля Сыра считалась местом пересечения различных цивилизаций и религий. Здесь, на караванных маршрутах Великого Шелкового пути, возникали города и поселения, которым суждено было сыграть особую роль в истории и развитии казахской нации. Пример тому – уникальные шедевры зодчества, сохранившиеся на территории Кызылординского региона.
На бескрайних степных просторах Приаралья зарождались философские и религиозные учения. Не случайно наш народ во все времена чтил грамотность и образованность. «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного», – гласит казахская пословица.
У казахов, как и у других народов, принявших ислам, начальное образование получали в мектебах, где можно было овладеть основами арабской грамоты, выучить тексты из Корана и других религиозных книг. Более глубокие познания получали в медресе – наряду с обучением богословию и мусульманскому праву, в них давали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Срок обучения в медресе длился от трех до четырех лет.
В XIX – начале XX века в Приаралье большое распространение получили религиозно-просветительские школы. Получившие образование в центрах науки и культуры Средней Азии – Бухаре и Самарканде – выдающиеся религиозные просветители прошлого открывали здесь школы-медресе, в которых обучали местное население. В народе по сей день живет память о Марале ишане, Ак ишане, Кулболды ишане, Садыке ахуне, Калжане ахуне. Благодарные потомки возвели на местах их захоронений мазары и мавзолеи, к которым приезжают сотни паломников, чтобы поклониться их памяти.
Оразай ишан Бугыбайулы, выходец из рода найман Среднего жуза, родился предположительно в 1807-1809 годах в местечке Синиртек (недалеко от Сулутобе) Перовского уезда Сырдарьинской области. Грамоте научился у уважаемого в округе Кулболды ишана, ученика Марала ишана. Правивший Туркестаном узбекский эмир назначил Оразая сборщиком налогов. Однако, прослужив недолго, Оразай отказался от должности. В родных краях он открыл мечеть и начал обучать арабскому письму детей. Вместе с другими в числе обучавшихся были и его сыновья Кожахмет, Жармухамед и Ахмет, которые впоследствии продолжили дело отца. Среди местного населения Оразай ишан пользовался большим авторитетом. Когда вместе со своими последователями он отправился к подножию горы Каратау с намерением обосноваться там, известные в присырдарьинских краях бии Досбол датка, Бала би, Торгай, Турсынбай выделили ему землю и попросили остаться. Так Оразай ишан обосновался в местечке Сарышаганак, где и был похоронен после смерти в 1898 году.
Мавзолей Оразая ишана расположен в 15 километрах к юго-востоку от аула Сулутобе Шиелийского района. Памятник окружен проволочной сеткой, внутри находятся два склепа – большой и маленький. Общая площадь составляет 8×10, высота – 6 метров. В 1995 году под руководством местного учителя Торели Токенова местными жителями – потомками ишана – мавзолей был отреставрирован.
В ходе исследовательских работ, проведенных экспедицией под руководством Жолдасбека Курманкулова Института археологии имени А.Маргулана в рамках программы «Культурное наследие» мавзолей был включен в список культурно-исторических памятников местного значения и взят под охрану государства.
По стопам Оразая ишана пошли его дети и внуки. Старший Кожахмет знал не только арабский, но и русский язык. Наряду с обучением детей, он занимался активной общественно-политической деятельностью и был в числе тех, кто в 1916 году выступил против колониальной политики царизма и защищал интересы родного народа. Вместе с лидерами движения Алаш он участвовал в работе по созыву Первого всеказахского съезда Советов в 1917 году, на котором рассматривались вопросы создания казахской автономии, государственного управления, образования партии «Алаш» и другие. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что на заседании Государственной Думы в Санкт-Петербурге от имени депутатов мусульманской фракции Кожахмет выступил в защиту местного населения, рассказав о его бедственном положении. На страницах газеты «Қазақ» вышла его статья «Жұрт жақсыларына ашық хат» («Открытое письмо к лучшим людям народа»), в которой он выступил с обращением поддержать кандидатуру Алихана Бокейханова в депутаты Государственной Думы.
Известным врачевателем, просветителем и проповедником ислама был Ахмет ишан Оразайулы. Он родился в 1861 году в местечке Синиртек Сырдарьинской области. Как и другие дети Оразая ишана, основам грамоты научился в мечети под руководством отца. Продолжил обучение в Бухаре, где ознакомился с основами медицинских знаний. Вернувшись в родные края, лечил местных жителей, используя полученные знания наряду со средствами народной медицины, занимался просветительством, на собственные средства открывал в округе мечети и школы. В 1881-1883 годах он дважды совершил хадж в Мекку.
До наших дней дошли рассказы о необыкновенном даровании Ахмета ишана, который умел делать хирургические операции. Во время охватившей низовья Сыра эпидемии чумы в 1922-1923 годах он вместе с дочерью Бибисарой делал прививки и спас жизни сотен людей.
Ахмет ишан призывал местное население к переходу на оседлый образ жизни, способствовал развитию земледелия. Под его руководством была построена местная ирригационная система. Весной, когда шла талая вода, река переполнялась и заливала низменные места. Ахмет ишан перекрывал низину простейшими сооружениями, а из образовавшегося водоема вода по арыкам подавалась на поля. Канал вдоль речки Сарысу, вырытый под его началом, используется и ныне. Местные жители называют его «арык ишана».
Человек образованный и просвещенный, Ахмет был участником движения «Алаш» и поддерживал тесные связи с лидерами партии «Алаш» Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым и другими прогрессивными представителями казахской интеллигенции того времени, оказывал финансовую помощь в выпуске газеты «Қазақ». На страницах этого издания выходили его статьи, посвященные преимуществу оседлой жизни, вопросам религии, положения местного населения.
Он скончался в 1926 году и похоронен недалеко от его родного аула Теликоль в Шиелийском районе. Над его могилой мастер Акберген Жаксыбердыулы построил из жженого кирпича мавзолей, который состоит из двух помещений. Большое размером 7×7 метров покрыто куполом, который опирается на восемь арок. Одна из лестниц малого помещения ведет в усыпальницу, другая – в комнату для посетителей.
Мавзолей является местом паломничества туристов и включен в государственный список памятников истории и культуры местного значения.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА