Проникновенные кюи Курмангазы - «Кызылординские Вести»

Проникновенные кюи Курмангазы

18.04.2023

996 0

whatsapp image 2023 04 17 at 14.51.23

В Кызылорде в областной филармонии состоялся концерт оркестра народных инструментов имени Турмагамбета, посвященный 200-летию композитора и кюйши Курмангазы Сагырбаева. Его считают родоначальником казахской инструментальной музыки, отцом кюя, создателем сотен произведений. Без его музыкального наследия невозможно представить казахское национальное искусство.

Под руководством дирижера, маэстро Муслима Амзе оркестр исполнил кюи Курмангазы «Торемурат», «Серпер», «Балбырауын», «Қайран шешем» и, конечно, экспрессивный и яркий «Адай». Сегодня его кюям принадлежит главенствующее место в репертуаре многих признанных оркестровых коллективов страны, без них не обходится ни один сколь-нибудь значимый концерт в стране.

Существует несколько версий относительно даты рождения Курмангазы. Судя по дошедшим до нас народным преданиям, он жил предположительно в 1818-1889 годах. В советские годы часть искусствоведов и историков датировала годы его жизни 1806-1079 годами, именно такая дата была высечена на надгробном памятнике на могиле кюйши. Академик Ахмет Жубанов, посвятивший много времени и сил изучению жизни и творческого наследия Курмангазы, годом его рождения называл 1823-й.

 Впрочем, не вызывает сомнений то обстоятельство, что он родился в Букеевской Орде в урочище Жидели в семье бедняка Сагырбая и его жены Алки. Он явился на свет в дни празднования Курбан айта и родители посчитали это добрым знаком. Проявление музыкальных талантов в сыне не вызвало особой радости у его отца, человека тихого и спокойного. В его роду никогда не было ни домбристов, ни певцов. Но зато у матери будущего музыканта Алки среди близких родственников были и акыны, и жырши, поэтому она со всем жаром и пылкостью любящего материнского сердца убедила супруга достать для мальчика домбру.

В конце XIX – начале XX века в Казахстане наблюдался расцвет народного музыкально-поэтического творчества. Наступил период своего рода степного Ренессанса, когда появилась целая плеяда талантливых поэтов, музыкантов, ученых и просветителей. Небывалого прежде расцвета достигло и искусство кюя. По всей казахской степи зазвучали пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы. «Древнее высокое искусство салов и сери верулось к народу и заняло в числе других жанров подобающее ему место. Возрожденное искусство вывело из дремоты дух свободы», – писал Акселеу Сейдимбеков.

Родиной кюя принято считать Западный Казахстан, давший нам наряду с Курмангазы таких видных представителей домбровой музыки как Даулеткерей, Дина, Сейтек. Не случайно исследователь и собиратель казахского фольклора Александр Затаевич назвал Букеевскую Орду музыкальной Австралией. Проехав более десяти тысяч верст по бездорожью, он познакомился с Курмангазы и Махамбетом и послушал их кюи. Всего во время своей поездки в Западный Казахстан Затаевич записал около 350 песен и кюев.

Кюйши и искусствовед Садуакас Балмаганбетов, характеризуя творчество Курмангазы, описывал мощь и гигантский напор его кюев. Им присущи свободолюбие, мятежный и бунтарский дух. Выходец из народной среды, Курмангазы боролся против беззакония и несправедливости казахских феодалов, колониальной политики царизма, отстаивая права простых людей. Всем сердцем поддерживал восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против Жангир хана и произвола местных русских чиновников. Не случайно, духом свободы, страстным призывом к борьбе пронизаны кюи «Кісен ашқан», «Ертең кетем», «Түрмеден қашқан», повествуя о драматических событиях в жизни самого кюйши. Как известно, за свободолюбивый и бунтарский дух он не раз оказывался в тюрьмах Уральска, Оренбурга.     

Примечателен кюй «Кішкентай», посвященный народным героям Исатаю и Махамбету. Необычно название кюя, под «кішкентай» (маленький) Курмангазы подразумевал себя. По некоторым сведениям, музыкант рвался в бой, в едином порыве, «стремя в стремя» хотел скакать вместе с народными ополченцами. Но предводитель восстания Исатай не позволил ему этого, сославшись на его молодость. Возможно, понимая, каким даром обладал Курмангазы и что значит для народа его музыкальный талант, он просто хотел сохранить ему жизнь. Удрученный и обиженный снисходительностью Исатая, Курмангазы и сочинил тогда кюй «Кішкентай».

По мнению исследователей музыки, наряду с традициями исполнительского искусства кюйши, на западе Казахстана яркое отражение нашли и традиции певческого искусства. Один из представителей этого вида творчества – певец, композитор и кюйши Мухит Моралиулы. Он пел на тоях, больших ярмарках, демонстрируя яркое исполнительское мастерство. Виртуозно и с особой душевностью исполнял кюи Есбая, Тазбалы, Сау­лебая, Абыла. Его песни покоряли слушателей драматизмом, страстностью и взволнованностью. Их использовали Евгений Брусиловский в операх «Жалбыр» (ария Алуаш), «Ер-Тарғын» («Дүние-ай»), Борис Ерзакович, Григорий Шаргородский, Сергей Шабельский.

Песня Мухита «Айнамкоз» прозвучала в исполнении солистки филармонии Зульфии Баймырзаевой, ария Злихи из оперы Махамбет» — в исполнении Аружан Койшыгара.

Праздник кюя завершился кюй-тартысом, свое­образным состязанием домбристов в виртуозности и мастерстве, в котором участвовали артисты оркестра Алимжан Абсадыков, Алдияр Шагдатов, Болат Кузембаев, Жансултан Жумабек.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: